Как развить интеллект

Автор метода раннего интеллектуального воспитания директор школы раннего интеллектуального развития «Открытие» профессор Леонид Яковлевич Береславский утверждает, что существует много игр и упражнений, тренирующих внимание, память и логику. Выберите из них те, которые готовят ребенка не к начальной школе, а к средней и высшей. На самом деле легче всего научить малыша читать и считать. А вот привить умение думать и самому принимать решения гораздо труднее.

ОБОБЩАЕМ!

Когда настанет школьное время, математические способности могут пригодиться ребенку даже в освоении биологии или иностранного языка. Хорошая память и умение выделить главное помогут быстро усвоить материал. Умения, необходимые ребенку в школе, можно разделить на несколько групп.

Способность к обобщению. Если малыш плохо обобщает, он не сможет легко решать задачи. Будет тратить много времени и сил. В результате пропадет интерес к учебе. Научите ребенка классифицировать, то есть объединять, предметы в группы по общему признаку. Сначала выучите с ним названия групп предметов, например: игрушки, посуда, фрукты, овощи. Крохе 3-4 лет можно предложить занимательные игры. Разложите на столе картинки с изображением тарелки, чашки, ложки, моркови, свеклы, капусты. Поставьте на стол две коробочки. В одну складывайте посуду, в другую — овощи. Второй вариант задания — игра «Что в мешочке?». Спрячьте туда пять или десять предметов из нескольких групп. Пусть ребенок сам достанет их из мешочка и разложит по группам. Ваша задача — спрашивать, почему он выбирает ту или иную группу, и радоваться правильным ответам. Но самым интересным окажется третий вариант этой игры — «Магазин». Предложите малышу сделать в комнате супермаркет и разложите на продажу все игрушки. Как в настоящем магазине, там должен быть отдел посуды, игрушек, продуктов. Каждый отдел имеет свои полки, и только неопытные продавцы могут
перепутать и положить кубики (стройматериалы) в отдел мебели. Когда ребенок усвоит, как распределять предметы по группам, усложните задачу. Предложите крохе рисунок, где изображены синие сапоги, синий кит и зеленые босоножки. Малыш должен решить, какой общий признак есть у этих рисунков и какой из них
лишний. Здесь скрыты несколько ответов. Можно убрать кита или босоножки, потому что кит — не обувь, а босоножки зеленые. Но вдруг кроха предложит свое объяснение? Например, выберет босоножки, но не из-за цвета, а потому что в них в лужу не войдешь, а сапога и кит не промокают. Это тоже правильно, общий признак выделен верно.

В 5-6 лет задачу можно усложнить еще больше. Гуляя по улице, ищите и создавайте новые группы. Теперь вся работа пойдет в уме. Параллельно развиваются внимание и наблюдательность.

ПО ОБРАЗЦУ

Пространственное представление. Это способность ориентироваться в пространстве. Ребенок должен знать, что он живет на определенном этаже, что в детский сад ведет несколько дорог, магазин находится слева от дома, а стул – справа от кровати. Кроме того, надо различать формы фигур (квадрат, треугольник), уметь узнавать предметы, когда они перемещаются в пространстве и на бумаге. Если малыш усвоит эти азы, то в дальнейшем ему легко будет даваться геометрия, планиметрия, стереометрия и т.п. Одно из заданий, которое можно делать с малышом 2,5-3 лет, — учиться конструировать по образцу. Нарисуйте пирамидку на листе, а потом попробуйте собрать такую же из деталей, имеющихся в детском деревянном конструкторе. Параллельно
знакомьте ребенка с названиями геометрических фигур. Когда он их запомнит, предложите разглядеть на рисунке, из каких фигур состоят снеговик, пароходик, солнышко. Чтобы легче было решить задачку, пароходик можно вместе малышом разделить линиями на два треугольника и квадрат или прямоугольник.

С 3,5 лет отправляйтесь гулять по лабиринтам. Их можно рисовать или брать из детских учебников. Главное — начать с простых и постепенно усложнять задачу. Не думайте, что найти дорогу в лабиринте легко. Малыш координирует работу глаз: надо видеть сразу и выход, и вход. Проводя пальчиком по дорожкам, он должен смотреть и на объект в целом, и на его кусочки и удерживать, концентрировать свое внимание, пока не выйдет из лабиринта. Если вдруг его осенит, что решать лабиринт проще от выхода, не считайте это ошибкой. Он
нашел свое оригинальное решение.

С 4 лет предлагайте ребенку более сложные задачи. Например, как понять, что квадрат и ромб — одна и та же фигура. Разница в том, что у первого прямые углы, а у второго — нет. Чтобы малыш понял это, понадобится потренировать пространственное воображение. Надо научиться мысленно «складывать части фигуры в одно целое. Нарисуйте круг, а рядом четыре разные части. Лишь три из них при соединении могут стать кругом. Если сразу задачка не получится, вырежьте эти фигуры. Пусть малыш прикладывает их друг к другу.

Математическая память. Умение запоминать цифры, фигуры, символы очень важно. У детей, обладающих такой памятью, сложные формулы откладываются в памяти без напряжения и зубрежки. Опыт показывает, что, если с 2 лет включать в занятия игры с цифрами, эти способности можно развить. Для самых маленьких цифры должны стать „своими», такими же, как любимые игрушки. Все девять цифр надо сделать осязаемыми. Изготовьте их сами или купите в магазине. Дайте цифры пощупать, пофантазируйте, на кого они похожи. А потом играйте, как с куклами. Цифра „2″ живет в домике, она любит ходить в гости к цифре „5″, и т.д.

Теперь, когда ребенок знаком с символом, надо дать понять, что он обозначает. Нарисуйте на одной стороне листа цифры „1″, „2″ и „3″, а на другой три варежки, два кубика и один мячик. Соедините их линией.

С составом числа начинайте знакомить ребенка примерно с 4 лет. Как сделать, чтобы у меня было четыре варежки? Мне надо взять две, а потом еще две. Ой, смотри, как интересно: если я возьму три, а потом еще одну, опять получится четыре. Сначала решайте такие задачки наглядно, раскладывая варежки перед
малышом, а потом в уме, постепенно усложняя задачу.

НАГЛЯДНО!

Наглядность представления информации.Иногда школьнику не дается задача, потому что он не в состояниисоставить ее план. Как только ребенок правильно изобразит схему задачи на бумаге, решение приходитсамо. Для этого и нужно научиться наглядно представлять действия и отношения между предметами на бумаге.

В 3-4 года малыш может нарисовать действие с помощью абстрактных символов. Например, как изобразить, что мальчик взял морковку? Для начала объясните, что точка — предмет, а стрелка — движение. Прежде всего скажите, что мальчик похож на точку или кружок. Ведь лицо у него круглое. Морковка похожа на треугольник. Теперь надо объяснить, что любое движение можно изобразить стрелкой. Поставьте на стол куклу и предложите малышу „прошагать» с ней на другой конец стола. А когда она будет „идти», рисуйте за ней мелом
стрелку. И ребенок поймет, что полоска, тянущаяся за куклой, и есть линия ее движения. На листе бумаги можно изобразить куклу, которая идет в гости к другим игрушкам, и каждый раз ее маршрут чертить линией. Вот теперь малыш готов к вашему заданию. Он может нарисовать кружок — это мальчик, стрелочку — она обозначает действие, и треугольник, в который на бумаге превратилась морковка.

В 5-6 лет дети умеют схематично изображать отношения между людьми. Например, Саше нравится Валя. Саша, который одет в синюю футболку, изображается синим кружком, Валя из-за цвета своего платья — розовым. От
Саши к Ване направлена толстая сплошная стрелка. Если Вале тоже нравится Саша, от нее к нему пойдет такая же стрелка. Если они иногда ссорятся, стрелка будет прерывистой, а если они „раздружились», то и стрелки не будет совсем.

СТРЕМИМСЯ К РЕЗУЛЬТАТУ

Если у ребенка что-то не получается, он в этом не виноват. Малыш не обязан соответствовать вашему идеалу одаренного ребенка. Это родители должны создать доброжелательную обстановку и разбудить интерес к занятиям. Занимайтесь с малышом по его собственному графику, не опережая события. Не ставьте успехи на первое место. Они придут в свое время. Помните: любая работа даст свои плоды. Если вам интересно заниматься вместе и малыш видит, что вы искренне рады каждой его крохотной победе, вот это и есть ваш главный результат.

У. Пугачева.
Журнал «Мой ребенок», февраль 2005