Разыграть дебют

Математическое мышление, четкая логика, умение думать и быстро принимать решение в жизни всегда пригодятся. Эти качества можно развить у каждого ребенка, если начать заниматься в полтора года. Так считает автор метода раннего интеллектуального воспитания член Международной ассоциации педагогов при ООН, директор школы центра раннего интеллектуального развития «Открытие», профессор Леонид Яковлевич Береславский.

На уроке в школе Береславского может присутствовать от 2 до 4 детей. Чем младше возраст, тем меньше детей должно быть в группе -малыши требуют гораздо больше внимания. Кроме того, лидер не будет заниматься вместе с тихоней, чтобы не мешать раскрыться его талантам.

Урок длится от 15 минут для малышей до 35 минут для старших. И те и другие обязательно прерываются на 2 перемены. На первых порах присутствие родителей обязательно, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, но он быстро осваивается, и на третьем занятии маму просят за дверь, чтобы малыш на нее лишний раз не отвлекался.

Родители, которые отдают детей учиться по методу Береславского, считают его школу трамплином для поступления в технический вуз. Правда, никто из ребят туда пока не поступил по той простой причине, что методика официально работает всего 10 лет и выпускники просто не доросли даже до окончания
школы. Но успехи они показывают не только в математике, но и в химии, биологии и иностранных языках. Педагогам нравится в методе Береславского четкая, подробно расписанная система из 350 уроков, а родителям и детям — теплая и дружелюбная атмосфера в школе.

СОБЛЮСТИ ИНТЕРЕС

Первое, что получает полуторагодовалый ученик на занятии, — маленький электронный тренажер. Этой деревянной коробочкой сердце ребенка педагог завоевывает сразу и навсегда. На поверхности — рисунки животных или предметов, хорошо известных любому ребенку. Если пальчиком попасть в кружочек рядом с рисунком — загорится красный огонек. «А где у нас паровозик? Ну-ка зажги его! » — и малыш старается, с загоревшимися глазками
тычет в кружок пальчиком. Он уже забыл о маме, ему интересно. Всего несколько минут он играет с педагогом, но за это время активно развиваются так необходимая в этом возрасте мелкая моторика, внимание и память. Старшие дети учатся запоминать последовательность нажатий, и, если ошибаются, тренажер может их поправить. Но важнее, пожалуй, то, что игра увлекает малыша. Он уверен: учиться — очень интересно, и уже на третьем занятии забытая им мама тихонько сидит за дверью и внимательно подслушивает. Все, что говорят педагоги, ей пригодится. Дома с малышом предстоит делать домашнее задание.

ПОЧЕМУ ТАК РАНО?

Лучше всего начинать учиться по методу Береславского в полтор года. В этом возрасте в играх легко воспринимается большой объем информации. К тому же память малыша еще не успели ничем «загрузить». Конечно, любая мама может купить в магазине тетрадку с логическими заданиями, чтобы заниматься с ребенком. Но не каждая верно оценит его потенциал и поможет ему выбрать правильную нагрузку так, чтобы не отбить желания заниматься. По этой причине со старшими детьми работать сложнее.

Если родители не упражняли мелкую моторику малыша, у него неловкие ручки, плохая речь, слабая концентрация внимания. Мишель Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем хорошо наполненный». Некоторые дети в 4 года уже умеют читать, но не умеют думать! Их этому не учили. В результате педагоги, работающие по методу Береславского, занимаются в большей степени коррекцией.

Отпечаток на поведение малыша накладывает и воспитание. На первом занятии педагоги обязательно смотрят, есть ли у малыша познавательная активность, не подавляет ли его родительская воля. В 4 года это давление хорошо заметно. На занятии малыш чувствует себя неуверенно, косится на маму, все время ждет ее
реакции. А мама постоянно участвует в процессе: боится, что он что-то сделает не так и постоянно поправляет. Эта тревога передается ребенку и часто мешает ему учиться. В таких случаях приходится «перевоспитывать» родителей. Поэтому первое, что педагоги говорят каждой маме: ваш ребенок
-талант! И это не преувеличение, они в этом твердо убеждены. Остается только доказать смелое заявление на деле.

НА СТАРТ

К сожалению, нам не дано от рождения принимать правильные решения, не ущемляя чужих интересов, оценивать ситуацию, просчитывая в уме массу вариантов, быстро запоминать нужную информацию. Все это нужно тренировать. Чем раньше начать, тем больший опыт накопит ребенок, тем ему легче будет влиться в школьный коллектив, и учеба не будет в тягость.

На долгую память

Большинство детей обладают механической памятью, то есть попросту зазубривают информацию, и через некоторое время она вылетает из головы за ненадобностью. А по Береславскому, память — смысловая и обязательно эмоционально окрашенная. На первых порах дети делают простые задания. Например, запоминают рыбку, а потом находят ее среди многих других. Со временем им предлагают запомнить сложную абстрактную фигуру и тоже найти ее среди других подобных. Но сначала малыш должен сказать, на что она, по его мнению, похожа.
Задача резко упрощается, ведь непонятные фигуры ожили, стали узнаваемыми.

На первый, второй рассчитайсь

Многим в школе трудно дается математика. Одна из причин — неумение классифицировать предметы, то есть соотносить подобное с подобным. Для этого в методе Береславского разработан специальный тренинг. Сначала малыши учатся распределять игрушки по семьям. Мишка пойдет в гости к другим медведям, куклы к куклам и т. д. Когда через некоторое время детям предлагают сказать, сколько на листке среди геометрических фигур треугольников, кругов или квадратов, тренированные дети не будут подсчитывать и путаться с ответом. Они вначале распределят фигуры по группам, то есть своим семьям, и в итоге быстро и без ошибки все подсчитают. В конце тренинга дети учатся классифицировать в уме, и скорость решения задач быстро увеличивается.

Ход конем

Действовать в уме помогает детям и игра в шахматы. Научить правильно передвигать фигуры для педагогов не главное, так же как не важно механически освоить счет. Это может и трехлетний ребенок. Гораздо важнее с помощью игры перебирать в памяти разные варианты и выбирать правильный. Шахматные фигуры на занятиях живут в своем королевстве и всегда рассказывают интересные истории. Благодаря этому малыши легко, без напряжения, запоминают шахматные комбинации.

Другим путем

А еще дети тренируют воображение, составляя нелепицы. Как, допустим, одним словом назвать кружку и ложку? «Круложка». Кому-то это покажется бессмысленным делом, но у таких уроков четкая цель. Малыши осознают, что решения могут быть очень необычными, новыми, не обязательно такими, как это принято у взрослых или других детей. В будущем они смогут предложить оригинальное, нестандартное решение любой проблемы. Например, на листочке по кругу разбросаны повторяющиеся цифры, которые надо соединить одинаковыми линиями, но так, чтобы они не пересекались. Человек с лобовым мышлением будет соединять цифры прямыми линиями, и они обязательно пересекутся. Четырехлетний ребенок, который занимался по методу Береславского два года, проведет линии по кругу, потому что, прежде чем чертить, в уме представит себе этот процесс и выберет нестереотипное решение.

По моему хотению

Самый важный вид тренинга — умение принимать решение. Многие взрослые теряются в простых ситуациях, прилагают много усилий, чтобы найти выход, что часто дорого обходится. Дело в том, что верное решение проблемы должно приниматься интуитивно, на основе прошлого опыта. Такой опыт и способность быстро соображать можно приобрести в детстве с помощью специальных игр и упражнений.

Каждый раз на занятии ребенок решает задачу, с которой может столкнуться в жизни. Например, на листе бумаги рисунок. На нем несколько дорог. На самой короткой стоит подъемный кран, на длинной никаких препятствий нет, а на средней рядом с пастухом щиплет травку корова. Прежде чем выбрать безопасный путь, ребенок рассуждает вслух, прогнозируя ситуацию. Он спрашивает, может ли упасть подъемный кран и часто ли переходит дорогу корова. Выбирает решение: «Лучше пойти по длинной дороге, она безопасная. Ну и что, что она длинная, я по ней быстро побегу» или «Я пойду по средней дороге. Дядю попрошу вместе со мной мимо коровы пройти». Секрет в том, что правильное решение — то, которое выберет сам ребенок. Главное, что, обдумав все
варианты, малыш решил все сам.

ЗАДАЧА НА ДОМ

Домашнее задание редко бывают трудным. Ребенок знает, как его выполнять, и дома фактически занимается повторением пройденного. Тем не менее родителям надо соблюдать ряд несложных правил.

— Следите, чтобы ребенок не устал. Если малыш решил несколько задач подряд и потратил на это много сил, в памяти сохранится воспоминание об усталости, а не радость от сознания, что он со всем справился. Вряд ли он будет стремиться повторить этот опыт.

— Если у малыша что-то не получается, ни в коем случае не делайте задание снова и снова. Попробуйте его оживить. Допустим, на листке бумаги надо распределить деревья, каждое в свою семью: елочки к елочкам, дубы к дубам. Малыш никак не может понять, как это сделать. Позовите его на кухню и предложите поиграть. Положите на одном конце стола две ложки — это мама с папой из одной семьи. На другом конце стола — две вилки, это другая семья. Пусть заблудившиеся маленькие ложечки и вилочки найдут свою семью и придут домой. Эта игра — то же самое упражнение на классификацию. Но после нее малыш быстрее и охотнее распределит по группам и деревья.

 

 

 

  • Даже если вы очень заняты, никогда не говорите, что вам некогда заниматься с ребенком. Это отговорка. Домашнее задание отнимет всего 10-15 минут. Но на это время нужно забыть об остальных делах. Ваш малыш в эти минуты — центр вашей вселенной, а вы — такой же ребенок, как он, его коллега. Если мама мыслями где-нибудь на кухне или в завтрашнем дне, огорчена или чем-то озабочена, ребенок почувствует, что для мамы это дело не важное, а значит, и ему не стоит стараться.
  • Выполняйте домашние задания в определенные часы. Например, малыш спокоен после дневного сна, не стремится к бурным играм. Значит, лучше всегда делать уроки в это время. Мозг и нервная система привыкнут работать в эти часы и выработают как бы условный рефлекс.
  • Никогда не сравнивайте успехи и неудачи своего ребенка с результатами других детей. Он будет ориентироваться на других, и это уведет от его собственной жизненной дороги, от личной программы самосовершенствования.
  • Во время занятий создайте нужную обстановку. Ничто не должно отвлекать ребенка: ни жажда, ни голод, ни кошка с собакой.
  • Не позволяйте ребенку манипулировать собой. Каждый малыш в любом возрасте может хитрить, заставляя маму «покупать» себя: «Ты мне дашь конфету, а я это сделаю». В таком случае надо переключить его интерес. Обычно дети очень любят своих учителей, они для них — большой авторитет. И если мама скажет:
    «Учитель так обрадуется, если ты это сделаешь, он ведь ждет твое домашнее задание, и дети в группе будут тебе хлопать. А папа как будет рад!» Этот стимул сработает безотказно. Останется только проконтролировать радость папы.
  • Радуйтесь каждому успеху. Но не забывайте, что вы любите ребенка не за его достижения, а просто потому, что он есть. Малыш должен знать об этом.

    СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

    Одаренным называют ребенка, который все «схватывает на лету», быстро переключается, умеет концентрироваться, обладает хорошей памятью, легко обучается. Эти качества зависят не только от воспитания и генетики, но и от прежнего опыта. Если первое знакомство с цифрами проходило радостно и весело, с неизменным успехом, то и в школе математика будет даваться легче. Организм «вспомнит» благоприятные моменты, и решать примеры и задачи ребенок будет без стресса и напряжения.

    А этот положительный опыт напрямую зависит от взрослых. Даже если малыш замечательно выполняет все задания, он не будет доволен, не почувствует уверенность в своих силах, пока не увидит их реакцию. Учителя и родители должны создать для ребенка ситуацию успеха. Без этого не будет стимула для дальнейшей работы. В первую очередь надо снять напряжение, которое часто появляется, когда ребенок садится делать новое незнакомое дело. Запомните фразы-помощники: «Это очень просто, надо только начать. Давай вместе проведем первую линию. Видишь, как хорошо получилось! Ничего, что ошибся, я тоже часто ошибаюсь, а потом исправляю свои ошибки. Ошибаются все. Дима уже научился это делать, и ты научишься. Ты умница, у тебя все получается». Особенно важна ситуация успеха для детей, склонных к агрессивному поведению, легковозбудимых или, наоборот, пассивных, нелюдимых. Даже небольшое достижение дает таким детям веру в себя и стремление повторить успех.

    Журнал «Счастливые родители» сентябрь 2003 г.