РАДОСТЬ ОТКРЫТИЯ

Радость открытия. Журнал Лиза. Мой ребенок № 9, 2002 г.Уникальная методика центра раннего развития Леонида Береславского рассчитана в первую очередь на развитие детской логики. И учит дошколят думать

Авторская школа раннего интеллектуального развития "Открытие" работает по методике академика Л.Я. Береславского, в кругах специалистов носящей название "методика Береславского". Первая неожиданность: эта система ничему не предполагает учить. Ни читать, ни писать, ни считать. Ни даже играть в шахматы - притом что шахматный курс для маленьких стал изюминкой метода. Но кое-чему, и весьма важному, она учит. Думать. Логически, рационально мыслить. Принимать верные решения, в уме прокрутив разные варианты. Быстро оценивать обстановку и делать выводы. Достигать цели с минимальными затратами. Понимать, с какого конца решать задачу (не обязательно логическую, иногда вполне жизненную). Искать не стереотипные идеи. Тому, что, как принято считать, дошкольнику не под силу и вообще не нужно. Действительно, у большинства дошколят правое полушарие мозга (оно отвечает за гуманитарные навыки: воображение, фантазию) развито лучше, чем левое (логика, конкретное мышление). Но как раз потому, что левое полушарие "отстает", оно заслуживает особой заботы. Если закрепить нелюбовь малыша к "слишком сложной" логике, создать предубеждение - это не мое, - дверца в мир четких и рациональных решений может навсегда захлопнуться. Стиль мышления, вызвавший отторжение в раннем детстве, почти наверняка не будет освоен потом. А ведь если человек не научится мыслить и ориентироваться в жизни, у него возникнут проблемы.

Тест для взрослых

Взрослым знакомым Береславский любит загадывать загадку: сколько весит кирпич, если он весит 1 кг плюс полкирпича? Правильный ответ - 2 кг (чтобы его найти, можно нарисовать на бумажке поделенный надвое кирпич). Подавляющее большинство взрослых, даже с техническим образованием, если и находят верный ответ (хотя обычно в голову приходит неправильный - 1,5 кг), то сначала составляют уравнение с X, а потом долго и мучительно его решают. Малыши, которые ходят на занятия в школу "Открытие", так неэкономно силы и время не тратят. Начинается все с самых простых игровых заданий.

- Посмотри, как я сделала!

Идет занятие у двухлетних карапузов. Малыши показывают свои домашние задания: им надо было в правильном порядке расположить четыре картинки, изображающие процесс появления цыпленка из яйца. На первом рисунке яйцо еще целое, на последнем - цыпленок стряхивает с себя скорлупки. С заданием все справились, а одна девочка еще и раскрасила черно-белые карточки. Все получают по маленькой наклейке-звездочке, а "художница" - большую.

Вообще, выбиться в "отличники" и получать звездочки в этой школе не трудно. Воспитатели стараются поощрять самые крохотные успехи ребенка, зная, что от похвалы малыш расцветает и получает стимул для новых побед. Если кроху пока не за что отметить, ему говорят: "Умница, что пришел", погладят по голове и с улыбкой посмотрят в глаза.

Постепенно маленькая группа готовится вступить в магический мир шахмат. Методику Береславского вообще иногда представляют как программу обучения малышей шахматам. На самом деле шахматы тут используют лишь как средство развития логики, а заодно и воображения, фантазии - ведь шахматные фигуры живут своим "королевством", сражаются, защищают свою королеву-ферзя и короля и побеждают. Играя в шахматы, дети тренируют память, способность рассчитывать действия (свои и партнера), просчитывать развитие событий. К тому же шахматы учат сотрудничать с партнером и играть по четким правилам. Маленьким капризулям и эгоистам эта игра помогает стать взрослее и ответственнее.

Знакомиться с шахматным миром в "Открытии" начинают еще совсем маленькие. В 3,5-4 года малыши уже пытаются играть, правда не четко различая понятия "шах" и "мат" и не доводя игру до победы. Всерьез же играть начинают с 4 лет. А уже с 5 осваивают и самостоятельно придумывают комбинации - иными словами, переходят на тот высший уровень, до которого многие взрослые игроки не доходят никогда. И делают это легко и с удовольствием.

Ладья идет в гости

Крохам раздают карточки, на которых в центре лабиринта нарисована ладья, а по краям стоят ее "подружки" - пешки. Лабиринт сложный: ладья ходит только по прямым линиям и поворачивает под прямым углом, а линии на картинке есть и закругленные, и идущие наискосок. Задание: пальчиком показать, как все-таки ладье прийти в гости к своим подружкам. Нужно найти прямую дорогу с прямыми углами. На каждом повороте пальчик останавливается, а малыш говорит: "Стоп!" Не все могут справиться с заданием сразу, и воспитатель помогает. Другая задачка проще: на картинке с изображением шахматной доски нарисована ладья, а поодаль - пешка. Чтобы "навестить" пешку, ладье можно сделать только один поворот, но где и когда - надо показать сначала пальчиком, а потом заштриховав путь ладьи карандашом. Поворотный пункт при этом называется пенечком.

В другой группе дети постарше ищут среди трех нарисованных корзин с яблоками самую полную, и эти яблочки раскрашивают. На настоящей шахматной доске ставят ладью и пешку и определяют: как ладье "сходить в магазин", где "продавец" - пешка? Потом разделяются на две команды и пытаются устроить соревнование, кто быстрее расставит фигуры - черное "королевство" или белое? Пока соревноваться не получается: малыши лишь с помощью воспитателя вспоминают, кого куда ставить. Ставя коней, цокают язычками, выставляя слонов, вспоминают стишок: "Головой качает слон", расставляя короля с королевой, пропускают даму вперед (она выбирает свой цвет). Пешки - это охрана. Это еще не совсем мышление, но уже подготовка к нему: тренировка памяти и внимания, усвоение правил. А вот игра, в которой уже нужно хорошенько подумать. На доске стоят четыре пешки. На какой клетке должен стоять слон, чтобы добраться до любой из них? (Малыши играют в упрощенный вариант этой игры: на картинке с, изображением рыбаков, сидящих на разных островках, ищут тот, на котором всем рыбакам было бы удобно встретиться и пообедать. Он, конечно, оказывается в центре.)

Тренажеры для мозгов

Больше всего дети любят играть с интеллектуальным тренажером. Это запатентованное изобретение Береславского, над которым он работал девять лет. Получилась компактная дощечка, на нее нанесены клетки, напоминающие уменьшенную шахматную доску. Есть вариант для крошек - с рисунками в клеточках, и вариант для детей постарше - там клетки поменьше, а рисунки в них изображают уже не животных, а очень похожие внешне черненькие домики с разной формой крыш. Если нажать на определенную точку клетки, обозначенную маленьким кружком, зажжется красный огонек. Малыши начинают с того, что по заданию старших показывают, скажем, киску. Это тоже непросто: во-первых, надо найти среди рисунков кошечку, во-вторых, попасть пальчиком точно в нужную точку. Наградой становится красивый огонек.

Постепенно задания усложняются: можно показать только животных или только съедобное, выложить огоньками треугольник или квадрат. Есть специальный режим, позволяющий "запомнить" выложенную огоньками фигуру, а затем восстановить ее. Малыш выкладывает, скажем, линию из четырех соседних клеток, запоминает ее, а минут через пять взрослый просит кроху восстановить созданную им фигуру. Ребенок закрывает нужные клетки фишками и нажимает кнопку "Память". Если огоньки зажглись на клетках, закрытых фишками, можно праздновать победу.

Дети постарше, играя с более сложным тренажером, ищут на нем дома с одинаковой формой крыш и изучают ходы шахматных фигур, выкладывая светящуюся траекторию хода конем или ладьей, запоминают ее, а потом восстанавливают вновь.

Всего умных игр, рассчитанных на разный возраст, разный интеллектуальный уровень и развитие разных навыков, в методике Береславского не меньше 500. К ним добавляются и новые: часто их придумывают сами дети. Некоторые загадки маленьких ребусников так сложны, что даже взрослому приходится поломать голову. Игры самые разные:

- лабиринт (нити тянутся от игрушек к детям, и надо определить, кому какая игрушка принадлежит);
- задача на счет (сколько палочек нужно добавить в каждый из рядов, чтобы они стали одинаковыми?);
- задание на умение обосновать свой выбор (какой вагончик из нарисованных на картинке малыш пристегнет к своему паровозику и почему?).

Кому-то сложной может показаться задача, требующая сравнить пары зигзагообразных и ломаных линий по длине (успех ждет того, кто быстро выделит общий принцип: длиннее всегда линия, на которой больше петель или углов). А вот задача, собьющая с толку и взрослого: в двух рядах цифр, расположенных друг под другом - 1 2 3 4 и 4 3 2 1, -нужно соединить линиями одинаковые цифры так, чтобы соединительные линии не пересекались друг с другом. Те, кто привык решать задачи в лоб, первым делом пытаются соединить нужные цифры крест-накрест и надолго задумываются. Малыши, занимающиеся у Береславского, быстро понимают, что соединительные линии не обязательно должны быть прямыми, и соединяют цифры "кружным путем".

Учитель, обоснуйте!

Занятие короткое, быстро заканчивается, и нередко малышам хочется его продлить. Ведь играть и выигрывать любят все (а проиграть под руководством местного воспитателя очень трудно). Многие после урока интеллектуального развития остаются на музыку, английский и рисование. Умение мыслить, конечно, основа методики, но истинная цель - создать гармоничную и успешную личность. Поэтому здесь много занятий, развивающих воображение, эстетическое чувство и умение двигаться.

Плюс методики Береславского в том, что ее создатель (кстати, бывший физик, изобретатель, увлекшийся педагогикой после рождения собственных детей) по-прежнему в деле. Он сам руководит школой "Открытие", лично общается с каждым маленьким умником. В итоге система постоянно меняется. Из сотен логических игр и заданий, опробовав их на практике, в итоге выбираются самые популярные и подходящие конкретному возрасту. Даже программы обучения у каждого ребенка индивидуальны. Кому-то нужно больше думать, кому-то развивать фантазию, кому-то - носиться по спортзалу с мячом. "То, что дети активно воспринимают в 4 года, в 12 им уже не дано понять, - считает Береславский. - Поэтому идеальный возраст для развития конструктивного мышления, умения выйти за рамки стереотипа - дошкольный. Мы не обещаем родителям, что дети через полгода научатся считать, читать и писать. Но мы обещаем, что ребенок станет более восприимчив к окружающему миру, поймет его закономерности и будет видеть мир с разных точек зрения. Он станет личностью, которая способна легко учиться и контролировать себя..." У этой методики есть, конечно, и минус. После таких увлекательных "уроков" в школе детям не слишком нравится просто считать мешки с мукой и рассчитывать скорость поездов от пункта А до пункта В. Да и к давящему стилю иных учителей раскованные, умные малыши оказываются не вполне готовы. Хотя, возможно, и наоборот: ведь они уже умеют справляться с трудностями, искать выход из сложных положений и обосновывать свою точку зрения. Некоторые "береславские" первоклашки вступают с учителями в диспут. Так что лучше подыскать для них школу, где эти таланты окажутся востребованы.

Реши сам

Разумеется, развивать логическое мышление малышей могут и сами родители. Но для этого придется немного пораскинуть мозгами и потратить пять минут, чтобы нарисовать для детей хитрые картинки. Например, такие:

Собираем капельки (от 2,5 до 4 лет).
Поросята решили собрать дождевую воду и поставили на землю свои ведерки. Но некоторые капельки в ведерки не попали. Какие? Нарисуйте в ряд несколько ведер и падающие в них капельки - так, чтобы некоторые капли приходились между ведерками. Это легко определить, мысленно проведя от каждой капельки прямую линию вниз.

Поиски звездочек (от 3 до 5 лет).
Понадобятся два листочка. На одном нарисуйте три-четыре фигурки (например, звездочки разной формы, разного размера, с разным количеством лучей), на другом - те же фигурки, но "спрятанные" среди шести-семи других звездочек, тоже разных. Задача: по памяти (сначала можно пользоваться листочком-подсказкой) отыскать фигурки с первой картинки. За каждую найденную фигурку начисляется 1 балл. Можно добавить к звездочкам группы других фигурок, например цветов и рыбок. Получится на первом листе - по три звездочки, цветка и рыбки. На втором - по пять звездочек, цветов и рыбок.

Цветная мозаика (от 3 до 5 лет).
Пофантазируйте и нарисуйте сложную фигуру, состоящую из квадратов, треугольников и трапеций. Задача - раскрасить фигурки одного типа одинаковым цветом. Усложните игру, разбавив рисунок "лишними" фигурами (многоугольниками неправильной формы).

Жучкин лабиринт (от 4 до 6 лет).
Нарисуйте этакий квадрат из кружочков, белых и черных. Черные кружочки - лужи. Собаке Жучке нужно пересечь эту местность наискосок (на противоположных углах нарисуйте два домика), не замочив лапы. Игру можно усложнить, предложив найти все возможные дорожки или же ходить только лишь под прямым углом.


Журнал "Лиза. Мой ребенок" № 9, 2002 г.
Google