Воспитываем таланты сами!

Воспитываем таланты сами. Светлана Костылева, Журнал "Мой ребенок" Это девиз автора методики раннего развития интеллекта крохи Леонида Береславского и его школы "Открытие"

Методика раннего интеллектуального развития детей профессора Леонида Яковлевича Береславского родилась из родительского эксперимента. Став отцом, Леонид Яковлевич, талантливый физик, автор 110 изобретений в области прикладной физики твердого тела, понял, что хочет научить своих детей всему, что знает сам. Чтобы они выросли успешными и счастливыми людьми.

Этажи и окошки

Но как учить малышей? В поисках ответа на этот вопрос Береславский подробно изучал не только опыт семей, воспитавших интеллектуальных гениев, но и последние достижения в области нейропсихологии. Тогда чуть ли не переворотом в психологии стала теория, что первые годы в жизни малыша — самые важные для его дальнейшего развития. Ученые открыли, что мозг младенца способен перерабатывать огромные объемы информации: вот почему все дети обладают уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти способности с возрастом могут быть утрачены. Самые известные современные психологические школы Франции. Японии, России придерживаются теперь этой точки зрения.

Каждый ребенок в своем развитии проходит через определенные "возрастные этажи", или "окна обучения", открывающиеся на некоторое время в раннем детстве. И то, что в 2 - 3 года познается легко и непринужденно, в старшем возрасте вызывает немалые трудности. Отсюда известное многим родителям и педагогам нежелание детей учиться, проблемы в усвоении учебного материала, конфликты со взрослыми и ровесниками.

В каком же возрасте какие "окошки" открываются? В 1,5 - 2 года приоритетным является развитие мелкой моторики, зрительной памяти, внимания. Береславский разработал целый блок упражнений для самых маленьких. Детишки играют с предметами разной величины, формы, фактуры, находят одинаковые предметы, учатся различать цвета и т.д. После 2 лет открывается "окно" для формирования некоторых простейших логических операций. "Окошко" для формирования навыка классификации приоткрывается в мозгу малыша в 3,5 года. А вот логический прием "упорядоченность действий" лучше начинать изучать с 4 лет.

Вундеркинды и двоечники

Воспитываем таланты сами. Светлана Костылева, Журнал "Мой ребенок" Перед его школой "Открытие" не стоят задачи воспитать гения. Цели методики другие: прежде всего ребенок должен вырасти психически здоровым человеком с устойчивой мотивацией на интеллектуальную деятельность.
Учиться в школе Береславского детишкам нравится. Они получают от учебы удовольствие. Их учат принимать нестандартные решения, быть уверенными в собственных силах. К таким ребятам тянутся их сверстники, и в школе они часто становятся лидерами.
Из отзыва мамы одной из учениц Леонида Яковлевича: "Занимаемся в школе 2 года. За это время дети научились четко формулировать свои мысли, с удовольствием решать и составлять графические и шахматные задачи. Изменилось поведение: малыши учатся уважать себя и других".

Витамин "У"

Самым маленьким ученикам школы всего 1 год 3 месяца, старшим — 6 - 7 лет. Занятия проходят два раза в неделю, все они четко структурированы. Группы небольшие, не более четырех учеников. Дети в группах примерно одного уровня развития — перед тем как ребенок поступает в школу, преподаватели проверяют его навыки, разговаривают с родителями, узнают, не слишком ли ребенок шустрый или, напротив, очень застенчивый.
В школе "Открытие" работают настоящие профессионалы, превращающие каждый урок в спектакль в 4 - 5 действиях. Игры-задания ребятам не надоедают, поскольку Береславским разработано более 5000 различных упражнений, а игровые материалы меняются каждые 2 - 3 недели.

Чтобы дети не уставали, каждое упражнение занимает не больше пяти минут. Когда возникает необходимость, педагог корректирует действия ребятишек, не забывая при этом поощрять их даже небольшие успехи. Дело в том. что витамин "У" (успех) малышам необходим как воздух. Без него у них просто-напросто не будет стимула для дальнейшей работы. Вот почему в конце занятия, помимо домашнего задания, все без исключения карапузы получают еще и "пятерки" — веселые наклейки, которыми они очень гордятся.

Способности малыша развиваются и на творческих занятиях: после задачек на логику детишки рисуют, танцуют, поют, играют в шахматы (с 3,5 лет) и учатся говорить по-английски. И при этом не устают, так как заниматься им интересно и комфортно.

Особое место в системе упражнений Береславского занимает безопасный для здоровья малышей электронный интеллектуальный тренажер. Он представляет собой небольшую, размером с книгу, разграфленную иллюстрированную "доску", на которой расположены кнопки. Карапуз на них нажимает (таким образом он тренирует свои пальчики), и загораются огоньки. Тренажер — мостик между педагогом и ребенком.
На электронном тренажере детишки выполняют различные задания на развитие логического и абстрактного мышления, на тренировку памяти, внимания, скорости мыслительных операций, усидчивости. Для тренажера разработано более 120 игр, в его работе предусмотрено 3 скорости.

В комплект входят шаблоны по геометрии, числам, множествам, животному и растительному миру, две книги "Волшебные приключения Маллипута", включающие 6 интеллектуальных уроков (24 занятия), учебное пособие "Логическая азбука". Тренажер также очень помогает в работе с детьми, имеющими различные задержки в развитии.

Развиваем логику у детей

Игры с малышом должны приносить радость. Не стоит "учиться" дольше пяти минут

Леонид Яковлевич Береславский разработал множество развивающих упражнений для самых маленьких. Увлекательные игры-задания направлены на развитие памяти, логического мышления, пространственных представлений, речи, воображения, творческих способностей. В играх ребенок реализует свой умственный и физический потенциал, приобретает самостоятельность, учится самоконтролю.

2 - 3 года


Быстрый пальчик.

Упражнение направлено на развитие мелкой моторики.


На плотной бумаге нарисуйте две одинаковые прямые дорожки, длиной 15-20 см, шириной 2-3 см. В конце каждой дорожки положите кубик. Взрослый показывает, как по дорожкам скользят указательные пальцы (по правой дорожке — правый палец, по левой — левый палец), а затем предлагает малышу дойти до кубика своим указательным пальчиком.

Чаще хвалите ребенка, превратите задание в игру: "Раньше пришел правый пальчик! Давай его погладим!", "Левый пальчик расстроен, он тоже хочет первым дойти до кубика", "А вот оба пальчика дошли до конца дорожки! Молодцы! Похлопаем в ладошки!"
Когда малыш уже освоит прямые дорожки, можно нарисовать извилистые, постепенно увеличивая их кривизну. Пусть тренируется!

"Делай, как я!"
Главная цель игры — развитие координации движений.


На полу с помощью двух лент выкладывается "дорога". Взрослый кладет кубик на внешнюю сторону кисти и медленно проходит, стараясь не уронить лежащий на его руке предмет на пол. Затем он обращается к ребенку: "Делай, как я! Перенеси другой кубик".

Если малыш легко справляется с заданием, дайте ему маленький мячик. Его удержать на руке труднее. Или измените расположение лент, чтобы дорожка была не прямой, а с поворотом.

3 - 4 года


"Что я задумала?"
Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, воображение.


Предложите ребенку отгадать то, что вы задумали. Например, взрослый жестами показывает, как он играет в мяч. пьет чай, режет хлеб... Пусть и карапуз загадает вам что-нибудь. Он ведь прекрасно знает, как копать лопаткой песок, есть, пить, надевать рубашечку, рисовать, мыть руки, строить башню и еще многое-многое другое.
Таким образом, взрослый и ребенок загадывают друг другу по 3-6 разных действий.
Игра должна быть веселой, эмоциональной.

Озорные снежинки.
Благодаря этому заданию вы познакомите малыша с понятием "одинаковые". Игра способствует развитию логического мышления.


Родители вырезают снежинки из бумаги. Для начала — только два вида снежинок, потом — больше.
Расскажите карапузу, что пришла зима, подул ветер, и снежинки разлетелись (дуйте вместе с малышом, чтобы снежинки полетели по комнате).
Покажите одну снежинку, а затем попросите ребенка найти такие же и сложить из них дорожку.

Предложите малышу сделать дорожку из других похожих снежинок.
Помогайте ему, хвалите: "Какой ты молодец, какая чудесная дорожка!"

Веселые монетки.
Цель этой игры — знакомство малышей с цветом.


Из цветного картона или бумаги вырежьте кружочки разного цвета и положите их в коробку.
Скажите ребенку: "Мишка и Зайка собрались в магазин за игрушками и им надо дать монетки: Зайке — красные, а Мишке — зеленые. Но монеты в коробке перемешались. Помоги отыскать нужные монетки!"

5 - 6 лет


Мы едем, едем, едем...
Упражнение направлено на развитие ориентации, внимания.


Родители рисуют на ватмане дороги, по которым ребенку нужно будет отвезти машинку в гараж (он строится из кубиков или склеивается из плотной бумаги). На дорогах стоят знаки. Ребенок двигает машинку, стараясь соблюдать правила дорожного движения.
Подставка для знаков лепится из пластилина красного или зеленого цвета. В подставке можно вырезать отверстие, куда вставляется палочка (например, половинка неотточенного карандаша).
На палочку (карандаш) наклеивается бумажка красного или зеленого цвета. Подставку можно сделать и из картофелины, разрезанной пополам. В этом случае конструкция будет более жесткой.

"Светофоров" лучше заготовить 5-10 штук. Хорошо, если в работе по подготовке к игре примет участие и ребенок. И про папу не забудьте!

Магазин.
Игра учит классифицировать, сортировать предметы.


Зашифруйте буквы, чтобы в результате получилось слово, интересное ребенку. Например, "слон", "лес", "динозавр" и т.д.

Из полученных слов попробуйте вместе составить целую фразу. Записывать ее не обязательно, а вот использовать в качестве начала небольшого рассказа или сказки — очень увлекательно.

Начните с шифровки самых простых слов — "мама", "папа". Постепенно переходите к более сложным.

Пусть ребенок запомнит коды (шифры) 2-4 цифр или букв. Вы составляете комбинацию из этих цифр или букв, а ребенок их шифрует.

Запоминай-ка!

Дети любят играть во взрослых. Магазин — одна из таких популярных игр, приобщающих малышей к нашим взрослым проблемам. Наверняка, в магазине ребенок бывал не раз, видел прилавки и кассы, наблюдал за работой продавца. Для домашней игры следует обратить внимание крохи на то, что в магазине товары собраны по определенным признакам: на одном прилавке лежат овощи, отдельно выставлены колбасы, сыры, рыба и т.д. Ребенку нужно пояснить: это делается для того, чтобы продавцу (или покупателю) было легче найти нужный товар.

Дома, "понарошку", малыш может создать свой собственный магазин. С ролью прилавок легко справятся пустые коробки, стульчики... Сначала ребенок выступает в роли продавца. Он раскладывает товары по группам (таким образом у ребенка формируются логические операции последовательности и развивается умение классифицировать предметы). Начинать можно с игрушек: на одном "прилавке" кубики, на другом — машинки, на третьем — пирамидки. Покупателями могут быть и мишка, и зайчик, и кукла. "Обслуживание" должно быть четким и вежливым.

Затем ребенок оказывается в роли покупателя. Он выбирает понравившийся товар с полок.
В качестве денег можно использовать фишки, монетки, цветные кружочки.

Используйте игру "Магазин" для тренировки памяти, развития самостоятельности: "Продай мне 1 яблоко, 2 груши, 2 банана". Или: "Один красный карандаш, два зеленых, книжку и машинку".

Подобная игра увлекает ребенка на 10-20 минут. Спустя 2-3 недели она может перестать ему нравиться, но позитивный настрой к совместной со взрослыми деятельности останется обязательно.

На что обратить внимание

Практические советы от Л. Береславского.

  • • Перед занятием покажите ребенку вашу заинтересованность в игре. Любое занятие с малышом — это маленький спектакль, где вы оба — актеры.

  • • Если у ребенка не получается упражнение, переключите его на другое, которое он выполнит с радостью. Затем вернитесь к первому. Задача не решается? Решите вместе несколько подобных задач, но основную попросите малыша решить самостоятельно. Непременно похвалите за правильное решение.

  • • Никогда не сравнивайте успехи своего крохи с успехами других детей.

  • • Способность ребенка сосредоточиться на упражнении зависит от его желания и интереса. Если вы чувствуете, что у малыша нет желания заниматься, лучше перенесите занятие.

  • • Пусть вас ничто не отвлекает от занятий.


Светлана Костылева, Журнал "Мой ребенок", сентябрь 2010 г.
Google