ВИТАМИН "У". Успех окрыляет и трехлеток.

ВИТАМИН "У". Успех окрыляет и трехлеток. Узнав о том, что моей дочери три с хвостиком, Леонид Яковлевич улыбнулся: "Старушка... Не теряйте времени, ведите ее к нам. Мы в нашу школу уже с двух лет и восьми месяцев принимаем". Наигравшись в кубики и куклы, трехлетние малыши решают здесь мудреные интеллектуальные ребусы. Четырехлетки сражаются, сидя за шахматной доской. И те и другие изучают курс занимательной логической математики, проходят психолого-педагогический тренинг, овладевают приемами релаксации, раньше других начинают читать и считать.

Директор Центра раннего интеллектуального развития детей "Открытие" Леонид Яковлевич Береславский ничего удивительного в этом не видит.

— Все дети от природы талантливы. Стремление к совершенствованию заложено в каждом человеке. В маленьком — тем более. До пяти лет интеллект — функция памяти, способность впитывать информацию в этом возрасте очень велика. Не надо бояться перегрузить детский мозг. Чем раньше приобщаешь ребенка к интеллектуальной деятельности, тем выше вероятность того, что в будущем он станет личностью, сможет себя реализовать...

На смелый эксперимент Береславского вдохновили собственные дети. Волнуясь за их будущее, Леонид Яковлевич проштудировал массу литературы: от трудов классика русской педагогики Л. Выготского до "Системы воспитания таланта" японца Судзуки, основателя известнейшей в мире сети детских садов.

Открывшееся ошеломило. Оказывается, любого ребенка можно вырастить талантливым, успей вовремя научить его мыслить, а не напичкивать "суммой знаний".

Но как этого добиться? С чего начать? Никаких сколько-нибудь стоящих отечественных методик развития мышления и памяти не существовало, японец Судзуки с его системой — далеко.

Пришлось инженеру одного из московских оборонных предприятий Береславскому в свободное от работы время создавать методику собственную. Благо возможности для этого были. Человек разносторонних интересов, физик, электронщик, автор многочисленных научных работ, кандидат в мастера спорта по шахматам, Леонид Яковлевич к тому времени "сколотил" солидный интеллектуальный капитал. Свою помощь энтузиасту-одиночке предложили коллеги-электронщики.

Велосипеда не изобретали. Шли от детей, от того, что им нравится. Итогом многолетних поисков стал ЭИТ — электронный интеллектуальный тренажер с множеством умных игр и тестов. На развитие логического и абстрактного мышления, концентрацию внимания, тренировку памяти.

У небольшой коробочки размером с шахматную доску достоинств много. Просиживать часами у экрана "взрослого" компьютера малышу вредно, возиться только лишь с механическими игрушками и конструкторами - малоэффективно. ЭИТ — "золотая середина".

К тому же интеллектуальный тренажер еще и прост в обращении. Как и всякая детская игрушка. Дотрагиваешься тонкой палочкой с проводком до того или много места на разграфленной доске — и загораются разноцветные огоньки.

Можно проверить внимание. Ребенок составляет узор из светящихся точек, вводит в память ЭИТа, выключает. Попробуй воспроизведи — умная машина укажет на ошибки.
Можно изучать математику, географию, английский. Достаточно наложить на доску составленные для каждого предмета прозрачные шаблоны со специальными оригинальными заданиями.
Результаты эксперимента превзошли все ожидания. Через один-два месяца занятий малыши осваивали правила игры в шахматы, через полгода играли на уровне четвертого разряда. (Кстати, младший сын Леонида Яковлевича в шесть лет имел второй взрослый разряд.)

Закомплексованные, с неврозами от неуверенности в собственных силах дети, пройдя курс обучения "по Береславскому", преображаются, выгодно отличаясь от сверстников. Самостоятельностью, хорошей памятью, живостью ума и... примерными поведением: успех, как витамины, полезен. Особенно в раннем возрасте.

На то, чтобы уникальную методику приняли и заметили, потребовались годы. Первыми экспериментальными площадками стали несколько московских детских садов и ЖЭКов, где на общественных началах Леониду Яковлевичу разрешили вести кружки.

Сегодня по методике Береславского занимаются в четырех московских детских садах. Два центра раннего интеллектуального развития (один для детей с дефектами развития) открылись в Твери. Многообещающей системой заинтересовались и уже пытаются по ней работать в одном из детских садов в Испании.

Готов учебник, закончен последний промышленный вариант ЭИТа, выходит международный интеллектуальный журнал для детей и взрослых "Волшебник Ум", высокую оценку методу раннего развития дали известные ученые, нейропсихологи, учителя. Передать бы все это родителям, донести до детей...

Увы. Центр раннего интеллектуального развития — не резиновый. Вместить всех желающих не может. В типовое здание детского садика на Ленинском проспекте везут маленьких детей со всей Москвы.
Другая головная боль — не на что выпускать ЭИТ. Это только за границей детская отрасль - самая рентабельная.

Бёреславский не обольщается. Ломиться в закрытую дверь - не в его правилах. Он ненавязчиво стучится...


Газета "Московский Комсомолец", октябрь 1994 г.
Google