«живая» доскаУбежден, что для каждого шахматиста — любителя или профессионала — шахматы не только игра. Мне, шахматисту с 30-летним стажем, шахматы помогли глубже понять внутренний мир. увидеть недостатки. Так, в сложных и ответственных позициях в игре по переписке обнаружил, что моя первая реакция на ход партнера зачастую ошибочна, и это связано не столько с уровнем игры, сколько с импульсивностью мышления и неадекватным представлением об особенностях моей психики. Сделав соответствующие выводы, я не только перевыполнил и в последующем подтвердил норму кандидата в мастера, но и откорректировал поведение в производственной деятельности и в быту.Естественным было желание, учитывая собственный опыт, приобщить к шахматам сыновей и тем самым способствовать развитию их интеллекта, воли, целеустремленности. Для этого нужно было не просто научить их играть в шахматы, но и сделать это в раннем детском возрасте, когда «интеллект является функцией памяти» (Л. С. Выготский. Собрание сочинений, т. 4), когда вследствие роста количества клеток и нервных соединений в мозгу создаются новые взаимосвязи, отвечающие за систему поведения и навыки. (Шведский нейробиолог Холчен Хиден и ряд известных ученых сходятся во мнении, что «мозг для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, требует не только питания, но и стимуляции», при этом «в основе обучения и приобретенного поведения лежат перестройки генетического аппарата нервных клеток».) Однако с первых дней обучения шахматам старшего сына и его сверстников 4 — 5 лет меня ожидали большие трудности. Существующие программы для общеобразовательных школ, домов пионеров, клубов (А. Н. Костьев «Шахматный кружок 8 Доме пионеров. М., 1980; «Учителю о шахматах». М., 1984 и др.) предполагают обучение детей шахматам с 6,5 — 7 лет. Известны и приемы обучения шахматам детей 5,5 — 6 лет с привлечением персонажей сказок, мультфильмов, любимых детских книг (В. Зак, Я. Длуголенский, «Я играю в шахматы», Д., 1980 и др.). Опыт показал, что для группового обучения шахматам детей от 4 — 5 лет традиционные методы неэффективны. Дети с интересом слушали увлекательные истории, происходящие на шахматной доске, однако переход к игре был затруднителен, очень зависел от развития и способностей ребенка. Усвоение правил и приемов игры детьми 4 — 5 лет было длительным — до полугода, при этом у многих уменьшался интерес к шахматам. Старшему сыну и его сверстникам я смог привить интерес к шахматам только к 6,5 годам, хотя и пытался это сделать ранее, создавая шахматные группы с 4—5 лет. Теперь, когда сыну 13 лет, я вижу, что в воспитании его характера мог бы добиться большего, если бы мои усилия увенчались успехом двумя годами раньше. Поиски эффективной методики обучения шахматам детей раннего возраста продолжались несколько лет и учитывали особенности детского восприятия, образного и конкретного мышления. За этот период было создано несколько моделей электронных игр, в том числе иллюстрирующих правила игры в шахматы, однако заметного интереса они у детей не вызывали, кроме того, были сложными. Стремление оживить шахматную игру привело к идее светящейся иллюминирующей доски. Вместе с высококвалифицированным специалистом в области электронной техники Г. П. Робским была создана игра-тренажер, представляющая собой игровое поле, разделенное на 8 зон с темными и светлыми клетками, расположенными в шахматном порядке. В каждую из клеток встроены индикаторы и контактные площадки для включения и выключения. При изучении правила хода конем высвечивалась траектория движения коня, далее индикаторы гасли, и дети должны были поставить фишки с изображением коня на запомнившиеся клетки с «огоньком». Так как управление игрой-тренажером достаточно простое, дети 3 — 4 лет могли самостоятельно играть без помощи взрослых. Восстанавливая первоначальную траекторию нажатием клавиши, ребенок сам контролировал и корректировал свои действия. Обычно после нескольких таких упражнений на доске дети осваивали правило и дальнейшая учеба проводилась с шахматными фигурами. Применение игры-тренажера позволило заметно сократить сроки обучения шахматам детей 4 — 5 лет. Младший сын и его сверстники освоили правила за 2 — 3 недели и через полгода играли на равных товарищеские и турнирные встречи с детьми 6,5 — 8 лет. При этом появился интерес не только к игре, но и к решению шахматных задач даже у детей, ранее равнодушных к шахматам. Шестилетний опыт работы показал, что у большинства детей 4 — 5 лет с врожденными или приобретенными дефектами развития — плохой памятью, заторможенностью или повышенной эмоциональностью — через 4 — 6 месяцев занятий появлялись новые навыки, изменялась система поведения, в 1,5 — 3 раза возрастала продуктивность памяти. Очевидно, что возникновение в раннем детском возрасте интереса к шахматам вызывает подьем умственной активности, а новые, приобретенные интересы — по Выготскому — и «новые движущие мотивы, и новые формы жизненной деятельности», а значит, и интенсивное интеллектуальное формирование личности. Переход же мышления ребенка от конкретных образов, от правил хода к оценке позиции в целом — это переход к более высокой форме интеллектуальной деятельности. к мышлению в понятиях. В процессе работы совершенствовалась и игра-тренажер. На ее основе были созданы оригинальные «тестовые» игры, позволяющие не только проводить оперативную диагностику уровня памяти, но и требующие конкретного расчета, умения сохранять информацию в течение игры и логического мышления. Количество «тестовых» игр более 500, они рассчитаны на все возрастные группы, включая и детей 3 — 4 лет (хотя четкого возрастного разграничения провести нельзя: все зависит от развития ребенка). Принцип «тестовых» игр заключается в задании на определенное время и последующем воспроизведении произвольной комбинации разноцветных индикаторов, расположенных в нескольких зонах доски, состоящей из 64 или 100 клеток с поочередным переключением зон. Как быстро протекает процесс запоминания информации и сколь долго она сохраняется? Что легче запомнить: образы или текстовую, не связанную между собой информацию? Эти вопросы волнуют и взрослых — родителей, педагогов. А проблема «забывчивости»? «Тестовые» игры помогают оценить, диагностировать исходный уровень памяти. Повышение продуктивности памяти достигается в результате непрерывной тренировки в течение 4 месяцев. Наличие светящихся индикаторов и запоминающего блока, надежность конструкции и простота в управлении делают игру-тренажер увлекательной и доступной для детей, начиная с 3 лет. Возможность с ее помощью обучать шахматам с 4 лет, развивать психические функции. в частности, память и логическое мышление, позволяют рекомендовать использование игры-тренажера в дошкольных учреждениях, общеобразовательных и шахматных школах, центpax по развитию мышления и реабилитационных центpax. Многие детские тренеры, да и родители интересуются, где можно купить такое устройство. Поэтому я обращаюсь к предприятиям и организациям с предложением выступить в роли спонсора, помочь организовать изготовление игры-тренажера и соответствующие учебные центры. Журнал "64 - шахматное обозрение", август 1990 г. |