РЯДОВЫЕ ВУНДЕРКИНДЫ

Методика Леонида Береславского по раннему интеллектуальному развитию получила высокую оценку специалистов как в России, так и за рубежом. Игры-тренажеры, созданные педагогом-новатором, рекомендованы Министерством образования России к применению во внешкольных и дошкольных учреждениях и просто в семьях. Международная организация педагогов при ООН ЮНЕСКО «ЮНИСЕФ» выдала Береславскому сертификат «За гуманное отношение к человеку».

Береславский по приглашению Ассоциации психологов-исследователей Испании выступал на конгрессе по детскому специальному образованию, ему присудили степень доктора психологии Испанской академии наук. Он приглашен Международной ассоциацией педагогов в Америку - проводить семинары по своей методике.


Школа «Открытие» Леонида Береславского на Ленинском проспекте в Москве - элитарное учебное заведение. Обучение детей здесь не всем по средствам. Почему так, станет ясно из дальнейшего рассказа. Процесс обучения по методике раннего интеллектуального развития требует особой подготовленности учителя. К тому же урок он ведет с классом, где сидят три-четыре ребенка. Уж здесь-то учебный материал доводится до каждого. В обучение берутся дети в возрасте двух с половиной лет!

Береславский, начиная с собственных детей, торопился не только поскорее распознать способности ребенка, но и как можно раньше приняться за их развитие, хорошо помня, что основные составные структуры личности, понятийный аппарат маленького человечка заканчивают формироваться в пять-шесть лет.

Сеять разумное, доброе, вечное в период оголтелого становления дикого капитализма, свидетелями чего становятся наши обделенные элементарным воспитанием дети, - уже заслуга. Но Береславский не в бюджетный детсад или школу, тем более не в элитарный лицей, пришел работать. Он начинал с нуля и создал свою методику, придумав комплекс упражнений, пробуждающих интеллектуальные действия ребенка, создал, по сути, методологический ноу-хау. Его основа - положительные эмоции, которые испытывает ребенок в ходе выработки рациональных приемов мышления.

То, что с такого раннего возраста малыш вовлечен в тренинг, шлифующий разнообразные психические, интеллектуальные функции, не только обогащает ум, но и развивает память, пробуждает интерес к музыке и рисованию. Высокий тонус внутренней работы приводит к тому, что в обычной школе дети учатся потом без неврозов: не получается задачка про какого-нибудь классического пешехода или дележ яблок, маленький «интеллектуал» не ударится в панику, а хладнокровно и обстоятельно переберет возможные варианты. Тревожный фон, который, словно аура, окутывает любого школьника, этих детей не мучает.

До школы Береславский имел дело с науками точными. Может быть, поэтому набор разработанных им упражнений дает малышам представление о симметрии, объеме, точке, линии, о количественных соотношениях, разнообразных логических рядах, алгоритмах. Тренировка тех или иных интеллектуальных особенностей происходит системно. Поэтому с самого раннего возраста, а значит, наиболее успешно, воспитывается собранность, оттачивается память, нет места разболтанности и расхлябанности.

Методика настолько стройна и последовательна, что дает надежду и тем, кого традиционная педагогика зачисляет в печальный круг отстающих в развитии. Впрочем, пора рассказать подробнее об авторе методики. Леонид Яковлевич Береславский не производит впечатления человека, склонного к рискованным экспериментам. Сегодня, когда у его школы есть пять филиалов, когда за его методикой охотятся энергичные джентльмены из-за океана, он мало в чем изменился. Может, потому, что начал экспериментировать, работая, как и все мы когда-то, в государственной структуре.

В педагоге Береславском и сегодня проглядывает тип «ботаника». Не знаю, когда впервые и где появилось это определение, только именно так школьники называют однокашников, восходящих к цели упорной, методичной работой. «Ботаничество» Леонида Яковлевича распадается на два периода. Первый, протяженностью в двадцать семь лет, когда Береславский занимался физикой полупроводников, преподавал в институте, университете. На его счету сто двадцать изобретений, патентов, масса научных статей. Достиг успехов в шахматах. И вдруг... - и это второй этап - обратился к педагогической «лирике».

Поводом, позвавшим круто переменить жизненное поприще, стал отцовский долг. Но, согласитесь, далеко не каждый человек, у которого появляются дети (у Леонида Яковлевича двое, и он убежденно считает себя многодетным), проникается задачей их развития и воспитания настолько, чтобы из физика переквалифицироваться в педагога. В лучшем случае можно было, придумав несколько упражнений тренинга психических и интеллектуальных функций, продвинуть детей настолько, чтобы один из сыновей в одиннадцать лет получил разряд по шахматам. И этим ограничиться.

Но вот тут-то и сработали особые механизмы. Был ли это пробудившийся зов призвания или ответ на вызов жизни - «оборонка», в которой работал Береславский в последнее время, мягко говоря, не процветала, и способные люди стали искать себе другое применение?

Метод раннего интеллектуального развития, вероятно, не очень одобрят сторонники более эмоционального подхода к воспитанию детей. Но это давний спор между классическим - гимназического типа образованием и реальным - более прагматичным. Только школа «Открытие» дает куда больше шансов проявиться личности, чем традиционная. Учитывая малый возраст учеников, принцип «не навреди» здесь свято соблюдается. А в пользе, которую приносит методика, не усомнитесь, увидев, как трехлетки, устроившись на ярком ковре, тянут вверх ручонки, чтобы ответить на вопрос учительницы, с каким интересом уясняют, что такое лабиринт, лентами выкладывая его очертания. В методике большое значение придается психологической обстановке, в которой ведется урок. Отсюда и такая вольная домашняя «поляна».

Большое место в методике Береславского занимает тренажер, по своему назначению как бы промежуточное звено между обычной, пусть и самой современной, игрушкой, и компьютером, различными электронными приставками. Для создания тренажера потребовалось не только углубленное изучение педагогики и психологии, но и помощь электронщиков высокого класса, с которыми Леонид Яковлевич имел дело еще в бытность физиком. Ведь все делалось на бескорыстной взаимопомощи, сотрудничестве авансом, на приятельской основе, в счет будущей расплаты. Уж не знаю, способствует ли это бизнесу, но человеческую атмосферу в обществе, оголтело ринувшемся на базар «рыночных отношений», сохранять помогает. Да и нынешним Кулибиным и Морозовым без таких вольных отступлений от жестких законов рынка не проявиться, не выжить.

Школа Береславского уникальна, комплект обучающего материала и система упражнений используются в других местах. К примеру, в Твери. Но уже и не элитная, а более массовая и доступная.

Руководитель школы «Открытие», естественно, заинтересован в более широком распространении своей методики. Но он не продает ее ни в США, ни в Испанию, хотя предложения есть. И у себя на родине на внедрение своей методики он соглашается только в том случае, когда может сам подготовить учителей. Бесконтрольному тиражированию, которое материально было бы ему выгодно, сопротивляется всеми силами, считая, что можно передать в абстрактные руки тренажер, наглядное пособие, но не ту особую атмосферу, в которой должно идти обучение.


Л.ГЕРАСИМОВА, Газета "Гудок", апрель 1996 г.