Умники и умницы

Умники и умницы.  Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2006 г. Хотите, чтобы малыш познавал законы логики с полутора лет? Воспользуйтесь методикой Леонида Береславского!

Перед входом в эту школу по спине бегут мурашки. Еще бы! Здесь "учатся" , даже полуторагодовалые малыши. С преподавателем и без мамы! За рубежом в такое не верят. Иностранцы приезжают к нам посмотреть на это чудо. И побывав на занятиях, уезжают, потрясенные до глубины души.— У нас это проходят в третьем классе, а это в шестом, — комментируют они программу, которую щелкают, как орешки, 4-5-летние ребятишки.

Космос и дети

Методика раннего детского развития Леонида Береславского нацелена на обучение малышей с полутора лет логике. Но это лишь одна из целей школы “Открытие". Школе уже больше 10 лет. Здесь не готовят гениев. Педагоги занимаются с любым малышом, которого приводят родители.

Умники и умницы.  Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2006 г.— Занятия должны стать настоящим пиршеством для ума, — раскрывает свое кредо Леонид Береславский, автор одной из самых интересных российских методик раннего интеллектуального развития малышей.

Леонид Яковлевич Береславский — профессор, доктор философии, действительный член Академии Изобретательства, член Международной Ассоциации педагогов при ООН. автор 150 изобретений в области физики полупроводников, кандидат в мастера спорта по шахматам. Он написал около тридцати книг по дошкольному образованию: ."Детство интеллекта", "Азбука логики", "Запоминайка", "Интеллектуальная мастерская", "Задачи на память", "Учимся действовать в уме", "1000 вопросов шахматиста", "Азбука в стране логики" и другие.

С одной стороны. Леонид Береславский — блестящий физик, принимавший участие в создании космических программ. А с другой — преподаватель от Бога. Еще 22-летним юношей, работая физиком, он вечерами вел шахматные кружки, позже преподавал в техникуме и институте. Тогда-то молодой физик и задумался впервые над тем. как лучше преподать науку оболтусам. Да так. чтобы они слушали, раскрыв рты. Он задался целью придумать методику преподавания, которая подошла бы для каждого ученика. Одному вместо теории Береславский чертил схему, другому доносил ее с помощью сказки, а третьему — через игру. Тогда впервые он задал себе вопрос: почему одному физика дается легко, а с другим надо часами биться над простейшей задачей?

— Генетическая предрасположенность к интеллектуальной деятельности — это раз, — вычленил он первый фактор успеха. — Мотивация — два, ведь для того, чтоб чего-то достичь, нужно этого страстно желать. Тогда же мелькнула догадка: не упускаем ли мы в детстве что-то очень важное — ведь мозг растет и развивается, только когда интенсивно работает! Может быть, в период его формирования мы не закладываем нечто основополагающее?

Детство быстролетное

Начало 1980-х годов обрушило на нас чудесное открытие: оказывается, на Западе есть учителя-новаторы, которые занимаются с малышами, еще даже не распрощавшимися с соской!

В нашей стране тогда еще мало знали о венгерской семье Полгар, где выросли три дочери — гроссмейстеры по шахматам, в которых весь мир признал гениев. Леонид Береславский едет в Венгрию. Глава венгерского семейства сам не был шахматистом, его жена — педагог английского, но свою жизнь они посвятили воспитанию детей. Домашнее обучение, развивающие игрушки, выписанные из разных стран для занятий с девочками шахматами сильнейшие тренеры. Затем Береславский едет в Америку и разыскивает математика Джонсона, у которого пятеро детей, и все — сильнейшие математики. Родители и в этом случае создали для них особый мир из цифр и логических задач. В комнатах лежали ковры с лабиринтами, на полках стояли трехмерные конструкторы, собрать которые можно, только выработав одно-единственное правильное решение.

Постепенно Леонид Яковлевич приходит к убеждению: необходимо начинать заниматься с детьми задолго до школы. Если трех-пятилеткам предложить освоение логических операций, если правильно подобрать методику развития ребенку, то у него будет больше свободы в выборе жизненного пути. Это разовьет задатки, заложенные природой, до необходимых навыков и сформирует способности, которые пока еще слабо выражены.

И он усиленно занялся детской психологией. Профессор А. Шеповальников говорил об участках мозга малышей, так называемых "зонах ожидания", которые готовы к восприятию информации. И если вовремя не включить их в работу, то начнется процесс атрофии. Что в 3 года познается без труда, то в 12 лет вызывает большие трудности, а как следствие — нежелание учиться и потеря интереса к узнаванию нового.

От кубика до электрона

Психологи утверждают, что каждой из логических операций (всего их девять — сравнение, синтез, анализ, упорядоченность действий, классификация, соотношение фигур, ассоциативный ряд понятий "вне" и "внутри" и логическая связка "не") определено свое временное "окошко". Три из них лучше развивать от 3 до 4 лет. а более сложные приемы — в 5-6 лет.

В 3 года ребенку предложат задачи на внимание, в 3,5 года — на классификацию, ну а в 4 — на упорядоченность действий. Эти задачки будут доступны, понятны, и находить решение доставит малышу истинное удовольствие.
Если в детском саду изучают около пятнадцати тем с перспективой на начальную школу (навыки письма, счета), то у Береславского их намного больше. В будущем они непременно вызовут интерес при освоении ряда разделов физики, химии, экономики, биологии, стереометрии и т.д. К примеру, ребенок получает кубики из металлической проволоки. В их узлах — цветные шарики. Малыш еще не знает, что это ионы, которые он будет изучать на уроке химии в седьмом классе. Или жерисует электронное облако. А изучая физику, он вспомнит образ, запечатленный в памяти.

Итак, главная идея такова: нельзя упускать время, надо заниматься с детьми, пока они маленькие, потому что потом будет сложно наверстать то, что ребенок не успел впитать. Только через десяток лет работы с 4-5-летними малышами, после длительной работы с двух- и трехлетками. Береславский осмелился пригласить на занятие тех, кому едва исполнилось полтора года. И не пожалел об этом!

В школе детишек делят на группы по 2-4 человека. Малыш должен быть только в ситуации успеха! И еще уметь радоваться, когда успех сопутствует соседу по парте — этому тоже надо учить. Кстати, сложное тестирование проходят и все педагоги, которые работают в школе Береславского. Ведь именно от них зависит, проснется ли у ребенка интерес к познанию. "Пробудив" его в столь нежном возрасте, можно гарантировать: в школе у него не будет никаких проблем!

Чудесный тренажер

Вниманием малышей завладеть отнюдь не просто. А значит, надо было придумать нечто такое, что, с одной стороны, завораживало бы, а с другой — расширяло возможности при обучении. И Леонид Береславский придумал "электронный тренажер". Он стал настоящим эмоциональным мостиком между ребенком и педагогом. Ведь без эмоций обучение в этом возрасте попросту невозможно.

Небольшая коробка с зажигающимися лампочками, для включения которых надо с усилием нажимать маленькие кружочки — вот такое заодно упражнение для мелкой моторики пальцев. Мелодичный звук, возможность подставлять различные карточки с заданиями.

Но видимая простота тренажера скрывает немало секретов. Задания и полученные ответы можно занести в память устройства — это отличная возможность для тренировки внимания у малышей. Есть функция самоконтроля, задания на комбинаторику: продумано все до мелочей.

А теперь только представьте 2-летнего кроху, которому педагог говорит:

— А давай для мышки включим огонек? Так начинается урок, и тренажер оживает вместе со сказкой.

"Ой, мышка и собачка заблудились в лесу, ну-ка включи огоньки в их домиках, чтобы они нашли дорожку", — так мы тренируем память и внимание, ведь малыши должны узнать именно те домики, в которых до этого "жили" зверюшки.

Играем гаммы

Умники и умницы.  Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2006 г. Школа Береславского не была бы школой, если бы занятия не были сведены в систему, предполагающую постоянный тренинг. Мыслительную операцию мало понять: у ребенка необходимо сформировать соответствующий навык. Как музыкант оттачивает технику гаммами, так и интеллект надо все время тренировать. Порой требуется решить не менее сотни однотипных задач с постепенным усложнением, чтобы появился навык, который, уйдя в подкорку, как партизан, будет ждать того момента, когда школьные задачки вызовут его из памяти. И тогда задачи и уравнения станут для ребенка настоящим лакомством ума".

Для каждого возраста и на каждую мыслительную операцию есть свои задания. И если картинки для двухлеток яркие и крупные, с прорисовкой деталей, то задания для шестилеток могут загнать в тупик даже взрослого.
Система Береславского включает 350 уроков, 5 тысяч упражнений на развитие памяти, нестереотипного мышления, развития речи, фантазии, рассуждений — всего 20 томов!

Какие способности надо развивать?

В полтора года:

1-мелкую моторику пальцев;

2-внимание — упражнения типа "Покажи такой же стульчик, как этот";

3-основные цвета;

4-зрительную память — упражнения на местоположение; игры из двух предметов типа "Кто из них ушел?" и "Что где лежало?";

5-понятие признака — задания типа "Дай мне красный карандаш!" Можно вводить и два признака: "Дай мне длинный синий карандаш!"

В три года:

1-логику — задачки на сравнение: найди одинаковые фигурки, на что похож треугольник, в чем различие предметов;

2-логическую операцию синтеза: "Из каких фигурок получился пароходик?";

3-изучать геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; что такое "угол", "линия", "точка";

4-операции с фигурами: совмещение, нахождение общих частей;

5-пространственные представления: легкие лабиринты.

Какую дорожку выбрать?

Умники и умницы.  Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2006 г. Задания, придуманные Леонидом Береславским, хорошо развивают память, образное мышление, учат искать небанальные ходы

Методика Леонида Береславского включает более пяти тысяч упражнений. Для достижения наилучшего результата нужно, конечно, заниматься под руководством педагога школы „Открытие". Но некоторые задания вполне можно выполнять с малышом и дома.

Элементарно, Ватсон

Детишки учатся в игре. А чтобы крохе не было скучно, темы нужно менять каждые пять минут. Если ребенку не интересно выполнять задания — не заставляйте его. А выполнил — обязательно похвалите. Малышу как воздух нужен витамин "У" — то есть поощрение его скромных пока успехов. Запомните фразы-помощники: "Это очень просто, надо только начать. Давай вместе проведем первую линию. Видишь, как хорошо получилось! Ничего, что ошибся, я тоже ошибаюсь, а потом исправляю свои ошибки. Ошибаются все. Дима уже научился это делать, и ты научишься. Ты умница, у тебя все получается".

Наводим мосты

Представьте себе, что через реку надо построить мосты, да так, чтобы деткам удобно было сначала попасть в детский сад на другой берег реки, а потом — в бассейн, для чего опять нужно будет перейти речку. Подобные задачки даже школьников могут поставить в тупик. Но не малышей, с кем уже занимались темой "Графы". Пятилетние ученики, например, начертив речку, стрелочками показывают направление, как его рационально строить, словно они самые настоящие инженеры.

Мыслим рационально

А все ли малыши умеют делать обоснованный выбор? "Прими рациональное решение" — еще одна тема-новинка в педагогической практике. Разыграйте с ребенком сценку: "А ну-ка, реши. по какой дорожке лучше идти домой: по короткой, но темной и безлюдной, или по соседней, где идет стройка, а может, по той, которая самая длинная, но зато с фонарями и людей на ней много". Пусть порассуждает, а вы можете подсказать свое решение проблемы.

Или предложите придумать решение, как помочь выкрутиться девочке Маше, попавшей к трем медведям, из сложной ситуации. Что можно сказать, что сделать? Попросите малыша помочь рыбакам, которые сидят с удочками вокруг острова и никак не решат, где же находится самое удобное место для их встречи. Рациональному мышлению нужно учиться, точно так же, как самым простым арифметическим действиям.

Долой стереотипы!


Есть и еще одна тема, любимая Береславским. "Знаете притчу про колумбово яйцо?" — задает он вопрос. Когда Колумба обвинили, что открытие его раздуто и совершить его мог любой другой мореплаватель, капитан Колумб взял яйцо и предложил задире решить задачку: устойчиво поставить его на стол. А когда у того ничего не вышло, он немного разбил скорлупу яйца — и яйцо встало. Разве в условиях говорилось, что скорлупу нельзя разбивать? Предложите малышу соединить одинаковые цифры внутри круга линиями так, чтобы они не пересеклись, нарисовав круг с цифрами. Взрослые и те далеко не всегда понимают, что надо делать. "А если выйти за пределы круга, — подсказываете вы, — разве в условии сказано, что нельзя выходить за круг?" И оказывается, что задачи не всегда решаются по схеме. Оригинальный, нестандартный выход из сложной ситуации — разве не это конечная цель подготовки любого профессионала? В багаже школы "Открытие" есть еще немало новаторских тем для дошкольников, о которых раньше даже никто не задумывался: "Экономия умственной деятельности", "Тренировка смысловой памяти" и другие.

Занимательные шахматные задачки

Тренируем память и учимся решать в уме (для детей с 4 лет).

Шахматная ладья плывет на свою стоянку мимо клеток с домиками. Если на своем пути она встречает белую пешку, то может ее сбить, а сама занять эту клетку. Ладья не может попасть на клетки с домиками, ведь домики находятся на берегу. Надо обозначить линией пути ладьи до своей стоянки. За какое наименьшее число ходов она туда доплывет?

Развиваем память (для детей с 3,5 лет).

Расставляем на доске шахматные фигурки, их должно быть не больше трех. Попросите малыша внимательно посмотреть и запомнить, на каких клеточках они стоят. Потом скажите, снимая фигурки со своих мест: "Все фигурки убежали гулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им".


Задачки на развитие памяти и логики для детей 3-6 лет


Задача 1. На развитие памяти (с 3 лет).

Нарисуйте поле из девяти клеточек, как для игры в крестики-нолики, в каждой клеточке расположите символы (кружки, треугольники, косые палочки). Верхний ряд — только кружки, средний — одни треугольники, нижний — косые палочки. Попросите малыша запомнить за 3 секунды, где какая фигура была расположена, а потом нарисовать эти фигурки на чистом поле. Усложните расположение фигур, пусть запомнит их в "перепутанном" виде.


Задача 2. На развитие смысловой памяти (для детей 4-5 лет).

Разложите на стопе вещи и игрушки: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайца. Составьте маленький рассказ: "Мишка и зайчик однажды так заигрались с кубиком и пирамидкой, что забыли выполнить задание карандашом в тетрадке. Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке". Перенесите все вещи в другую комнату, дополните еще чем-то и попросите ребенка найти те игрушки и предметы, которые он запомнил.


Задача 3. На понятия "вне" и "внутри" (для детей от 5 лет).

Нарисуйте на листе бумаги прямоугольник (круг, овал). Внутри контура расположите черные кружки, а снаружи — цветные. Спросите, какие кружочки лежат вне прямоугольника, а какие внутри него.


Задача 4. На логическую связку "не" (для детишек от 6 лет).

Нарисуйте три домика. Задание: в каждом из этих домиков живет только одна цифра — 1, 2 или 3. Спросите: "Где какая цифра живет, если в первом домике нет цифр 1 и 2, а во втором не живет цифра 1 ?" Можно заменить цифры на фигуры. Возле каждого домика нарисуйте светофор. Пусть ребенок раскрасит цифры или фигуры, которые не живут в этом домике, в красный цвет, а те, которые живут, — в зеленый. Начнем с первого домика, где не живут цифры 1 и 2. Значит, в нем живет цифра 3. В других двух домиках живут цифры 1 и 2, так как эти цифры остались. Во втором домике не живет цифра 1, значит, в нем живет 2. Остался третий домик, где живет цифра 1.


Журнал "Лиза. Мой ребенок", июль 2006 г.