Вундеркинд или везунчик?

Вундеркинд или везунчик? Журнал "Лиза. Мой ребенок", март 2008 г. Благодаря методике раннего развития детей Береславского малыши решают задачки, которые не по силам их папам и мамам

У многих из нас в школе не было желания учиться. Сколько раз раздражались учителя, сколько раз утешала мама, уверяя, что без математики (физики, химии, биологии) вполне можно прожить! Наверняка у большинства родителей есть за плечами такой грустный опыт. И, конечно, воспитывая собственных детей, нам хотелось бы оградить их от подобных проблем. Но возможно ли, чтобы ребенок успевал по всем предметам?

"Возможно!" — уверен автор методики раннего развития Леонид Яковлевич Береславский. Ребенок учится почти всему, развивает какие угодно навыки — необходимо лишь не пропустить момент, когда детский мозг готов воспринимать и усваивать информацию.

Мини-спектакль

Эта методика ориентирована прежде всего на то, чтобы научить детей учиться: вызвать интерес к процессу получения информации, сформировать мотивацию, поднять интеллектуальный уровень. В его авторской школе "Открытие" дети тренируют мелкую моторику, память, логику, учатся читать, играть в шахматы.

Самый благодатный возраст для начала занятий — полтора года. К этому моменту у крох постепенно начинают открываться так называемые "окошки" — возможности для развития определенных психических функций. Дети впитывают все новое, как губки, нужно лишь заинтересовать маленьких исследователей. Для этого достаточно разыграть перед ними яркое действо и вовлечь в игру. Педагоги "Открытия" все немного актеры, а каждый урок — мини-спектакль.

Вот ребятам предлагается пройти нарисованный на картонной карточке лабиринт и провести гномика по тропинке к волшебному кладу. Учитель рассказывает детям сказку о маленьком человечке и зарытых сокровищах. Для наглядности на карточку ставит фигурку, а на месте клада располагает фишку — и вот уже гномик отправился в путешествие, а малыши увлеченно помогают своему герою. Цель достигнута! Компания хлопает в ладоши и переходит к следующему заданию.

Ученики "Открытия" так увлекаются происходящим, что даже не замечают отсутствия мам, которые ждут своих крох в коридоре и с трудом уводят домой после получасового урока.

Игры и занятия

Вундеркинд или везунчик? Журнал "Лиза. Мой ребенок", март 2008 г. Задания для учеников у Береславского самые разнообразные: методика насчитывает более 5 тысяч упражнений, сгруппированных по 40 темам, которые не повторяются. Более того, автор постоянно совершенствует свою систему, придумывает новые задачки, создает наглядный материал.

Скажем, сейчас достаточно остро стоит проблема плохо говорящих детей — многие малыши начинают осваивать речь только после двух лет, имеют бедный словарный запас. В ответ на это явление Береславский разработал комплекс игр на развитие речи, который с успехом можно применять не только в коллективе, но и дома, самостоятельно.

Многие задания направлены на формирование способностей к точным наукам. Прежде всего это запоминание последовательности предметов (допустим, на картинке чередуются мячики и куклы — нужно угадать, какой предмет будет следующим), поиск закономерности, вычисление лишнего предмета в череде однотипных. Дети учатся классифицировать, анализировать и синтезировать информацию, тренируют память и логику, а также знакомятся с моделями, которые будут использоваться в школьных курсах математики, физики, химии.

Допустим, трехлеткам предлагается стрелкой изобразить направление движения автомобиля на картинке.

Что это, как не векторы, которые пригодятся на уроках физики при изучении разнообразных сил? Картинка запечатлелась в памяти, попутно ребенок запомнил, что стрелкой можно указывать направление.
Так же ненавязчиво детей знакомят с цветами, геометрическими фигурами, цифрами и буквами.

Кстати, учиться чтению тут начинают с трех с половиной лет! Чуть позже от слогов переходят к словам.

Ты — удачник!

По Береславскому, любое задание, групповое или индивидуальное, дома или в классе, желательно довести до конца. Если у ребенка что-то не получается, необходимо ему помочь, подсказать (но не выполнять работу за него), а затем вместе порадоваться успеху. При таком подходе дети с юных лет учатся преодолевать трудности и испытывать удовлетворение от достигнутых результатов.

Поощрение учеников — необходимая составляющая каждого урока. Помимо словесного одобрения, ученики получают и конкретные знаки своих удач — на маленькие ручки наклеивают специальные кружочки по числу одержанных побед. Так малыши исподволь осваивают счет, но, что еще более важно, учатся быть успешными, счастливыми, быть удачниками и усваивают, что, преодолевая трудности, получаешь награду!

Для самых маленьких

Методика Береславского рассчитана на детей от полутора лет, однако интерес к занятиям так велик, что Леонид Яковлевич создал для самых маленьких отдельный курс. Теперь малыши могут посещать уроки с 9 месяцев! Конечно, развить у таких крох навыки логики и анализа еще невозможно, но привить навыки социальной адаптации очень даже получается.

Курсы для самых маленьких проходят в домашней атмосфере и обязательно с мамой. Ребята слушают потешки, играют в пальчиковые игры, лепят, рисуют, водят хороводы, смотрят кукольные спектакли и через некоторое время переходят в группу для детей постарше, чтобы приступить к основному курсу.


Растим гениев?

Наблюдая, как дети, занимающиеся по методу Береславского, запросто решают логические задачки, достойные взрослого теста на 10, так и тянет немедленно зачислить их в гении.

Однако сам автор методики настаивает на том. что это самые обычные ребятишки.

И хотя задания рассчитаны в основном на формирование логических и математических способностей, совершенно не обязательно, что все выпускники "Открытия" станут в будущем Софьями Ковалевскими и Исааками Ньютонами. Береславский не растит вундеркиндов, не в этом суть занятий. Но дети, решая увлекательные задачки, развивают имеющиеся у них способности, учатся мыслить, принимать решения, а еще — получать, систематизировать и использовать информацию, не теряя тех драгоценных возможностей, которые дает нам ранее детство.


Упражнения от Береславского


Угадайка
Вундеркинд или везунчик? Журнал "Лиза. Мой ребенок", март 2008 г.
Игра на развитие речи, расширение словарного запаса (с 2-3 лет).

Предложите малышу заканчивать за вами слова. Например, произнесите первый слог "ма". Кроха продолжает — "ма", получилось слово "мама". Игру начинайте с простейших слов, каждый ответ сопровождайте похвалой и приглашением продолжить игру. Чуть позже предложите малышу более сложные слова, их стоит записывать, вести счет победам, образовывать от одного начала несколько разных слов (например за-рядка, за-дание, за-каз).

Что изменилось?

Упражнение развивает внимание, тренирует память (3-6 лет).

На ковре в игровой комнате разложите несколько игрушек. Сначала игра ведется с одним предметом, допустим машиной. Поставьте ее на пол и спросите: что это? Где находится? Когда ребенок ответит, попросите его отвернуться, переместите предмет, скажем, на диван и задайте вопрос: что изменилось? Можно постепенно увеличивать количество игрушек и просить рассказать о том, что было и что стало с каждой из них более подробно.

Веселые снежинки

Упражнение на развитие навыка классификации (2,5-4 года).

Вырежьте из бумаги несколько снежинок. Они могут быть разной формы или разного цвета. Для начала необходимо 2 вида снежинок, 5-15 штук. Расскажите, как пришла зима, подул холодный ветер и снежинки полетели. Малыш дует, снежинки смешиваются. Попросите кроху найти в общей куче одинаковые снежинки и выложите из них дорожку. А теперь из оставшихся снежинок другого вида сделайте другую дорожку.

Журнал "Лиза. Мой ребенок", март 2008 г.