От игры к успехуМетодика БереславскогоМетодик раннего развития детей, чего уж скрывать, сегодня много. У каждой есть свои плюсы и минусы, приверженцы и противники, приемы и изюминки. Сегодня мы хотим познакомить вас с методикой Леонида Яковлевича Береславского, руководителя школы «Открытие». Солнечным утром я шла на встречу с автором одной из популярных сегодня методик раннего развития, который обещал не только рассказать о своем детище, но и показать все наглядно. Это «наглядно» очень привлекало и манило, ведь, начитавшись отзывов о методике, я точно знала: узнаю что-то очень интересное. Так и было. Начало положено! О том. чтобы разработать собственную систему раннего развития, Леонид Яковлевич задумался, когда стал папой во второй раз. Лет ему было уже немало, и Береславский спросил себя: «А успею ли я вырастить своих детей, дать им хорошее воспитание, вложить в них все то, что хотел бы?» Наверное, каждый родитель в какой-то момент спрашивает себя об этом, но Береславский оказался не из тех, кто просто спрашивает. Он начал действовать. Он узнает, что на Западе (а дело было в начале 1980-х годов) появились преподаватели-новаторы, которые занимаются с малышами, еще толком ни ходить, ни говорить не умеющими, и эти занятия заметно улучшают и физическое, и психическое развитие детей. Он знакомится с удивительными семьями, которые личными усилиями воспитали гениальных детей: венгерская пара Полгар вырастила из трех дочерей чемпионок по шахматам, а американец Джонсон стал счастливым отцом пятерых (!) сильных математиков. Как тут не задуматься! Вывод напрашивался сам: необходимо начинать заниматься с детьми как можно раньше, до пяти лет. Постепенно родилась «методика Береславского», которая была удачно опробована автором на собственном сыне. Сыну, кстати, сейчас 23 года, он здоров и успешен. Основные принципы Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми. Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него — новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию. Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь. Недостроенный нижний этаж — плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться. Время развивающей игры не должно быть большим, даже 3-5 минут бывает порой достаточно. Главное, чтобы она была доведена до логического финала. Основные принципы обучения по методике Л.Я. Береславского: • Любое обучение ребенка должно проходить в игровой форме. У ребенка нельзя отбирать его детство. • Обучение четко систематизировано, основано на повторениях и возвращениях к пройденному. • Каждый педагог должен быть еще и актером и ребенком одновременно, чтобы детям было интересно заниматься. • Обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности. • Обучение должно быть направлено не только на развитие умственных способностей, но и на развитие самостоятельности. Своевременно - это когда? Л.Я. Береславский считает, что начинать заниматься с ребенком следует с 1,5 лет. Средний возраст детишек, посещающих школу «Открытие» — 3 года. Все занятия четко структурированы, каждый урок прописан. Перед тем как ребенок поступает в школу, учителя проверяют его навыки и уровень развития, чтобы найти индивидуальный путь к нему, начать занятия с определенного урока. Если тихонечко зайти на любой урок, то можно увидеть такую картину: 3—4 ребенка сидят на крошечных стульчиках за настоящей партой и... играют. Но играют по четко составленному плану. Для каждого возраста и для каждой ситуации придуманы свои игры-задачки. Преподаватель не только контролирует ситуацию, но и играет вместе с детками, в то же время внимательно следя: а не устал ли кроха, не утратил ли интерес, все ли у него хорошо с настроением. Поэтому на занятиях детки и разыгрывают сценки, и поют, и даже пляшут! Очень важный момент, которому уделяют огромное внимание последователи методики Береславского — ребенок должен расти и развиваться в атмосфере успешности. Именно поэтому в группы набирают не больше 4 детей: каждый должен чувствовать себя неповторимым, удачливым и умным. Занятия по методике Береславского продолжаются вплоть до поступления в школу, то есть до 6—7 лет. К этому времени ребенок уже уверен в своих умственных способностях и творческих силах. Умники и умницы В архиве Береславского более 5000 разных игр и упражнений. Это дает обширнейшее поле для деятельности. Занимаются детки не только в школе, но и получают домашние задания. «Домашние задания? В 2-то года?!» — воскликните вы. Да, дети занимаются еще и дома с родителями, делая упражнения, которые им порекомендуют преподаватели. Возможно, кто-то и будет от этого факта в негодовании заламывать руки и говорить, что «у ребенка отбирают его детство», но не спешите следовать их примеру. Проведенное вместе время очень ценно и для малышей, и для их мам с папами. К тому же Береславский предлагает не скучные «домашки», а интересные игры для дома. Если у родителя не получается заинтересовать кроху дома, то он всегда может обратиться за помощью и советом к педагогу. Береславский считает, что любое занятие - дома, в школе, в саду - нужно довести до конца. Растим гениев? Как говорит Леонид Яковлевич, у него нет цели «вырастить из детей новых Ньютонов или Менделеевых». Дети, которые занимаются по его методике — в первую очередь всего лишь дети. Его цель — развить ребенка по максимуму, чтобы ему было проще в дальнейшей жизни. В основном, задания рассчитаны на формирование логических и математических способностей, ведь дети, увлекаясь решением «каверзных» задачек, учатся мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, учатся рационально использовать информацию. В полтора года, когда ребенок только начинает заниматься, приоритетным является развитие мелкой моторики (игры с предметами разной величины, формы и фактуры), внимания (найди два одинаковых мячика, фрукты и т.п.), зрительной памяти, изучение основных цветов, видов животных и др. К трем годам уже идут задачки на развитие логики, изучение геометрических фигур и их сравнение, пространственные представления (разнообразные лабиринты, откуда нужно выйти). Дальше, и вплоть до школы, идет тренировка памяти, дальнейшее развитие логического и абстрактного мышления, знания становятся более упорядоченными, действия — осознанными. Во что они играют? Береславский уверен, что очень важно включить в «рацион» игр ребенка геометрические фигуры. «Неумение «геометрически мыслить» изначально снижает потенциальные возможности человека, создает трудности при обучении в школе», — убежден автор. Математические понятия усваиваются не сразу, тем более — карапузами, поэтому в играх постоянно присутствуют круги, квадраты, треугольники. Для развития логики очень хороши лабиринты, в которых нужно найти правильный путь и вывести «героя». К тому же при такой игре отлично развивается координация движений (ведь ребенку нужно не только определить верный путь, но провести по нему заблудившегося зверька, игрушку или другого воображаемого персонажа). Детям очень нравятся тайны, загадки и секреты, поэтому в играх Береславского много задачек с шифрами и кодами. Анастасия ЛИТВИНОВА, Журнал "Няня", июнь 2009 г. |