Волшебник УМПо индийской традиции, основанной на древних ведических знаниях, к ребенку нужно относиться как к духу, пришедшему в гости. Личность человека формируется в течение всей жизни, но ее структурная, психологическая основа закладывается в раннем детстве.Предлагаемые читателям заметки об интересном московском педагоге — Леониде Яковлевиче Береславском, не только рассказ об уникальной методике раннего интеллектуального развития, но и попытка достучаться до каждого, кто занимается воспитанием. НЕМНОГО ОБ АВТОРЕ Перед Леонидом Яковлевичем Береславским, как перед каждым воспитателем, много лет назад встал вопрос взаимопонимания с собственным сыном. В какой-то момент он почувствовал, что теряет его, что та незримая ниточка, которая связывает ребенка с родителями, натянулась до предела и... вот-вот оборвется. Что делаем мы в подобной ситуации? Разводим руками, или прибегаем к опыту инквизиторов, или попросту срываемся на крик в общении со своим ребенком. А Леонид Яковлевич избрал иной путь: он стал присматриваться к себе, читать педагогическую литературу, пытался посмотреть на сына не как авторитарный отец, а как бывший мальчишка-сорванец... Воспитывая сына, он не предполагал даже, что те навыки, которые приобрел за часы, месяцы, годы общения, лягут в основу разработанного им метода интеллектуального развития детей, что он станет руководителем центра раннего интеллектуального развития (ЦРИР), который известен не только в Московском регионе, но и среди педагогов ближнего и дальнего зарубежья. «У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» (Фрагменты из книги Л. Береславского) Стремление к совершенствованию заложено в человеке с ранних лет, и если суметь заинтересовать ребенка не только «песочными» играми, мозаиками, куликами, но и более серьезными, «думающими», важными для развития механизмов поведения, культуры, интересов, установок будущей жизни, понимания единства мира, то можно заложить в маленьком человеке фундамент его будущих достижений. Если в младшем дошкольном возрасте привить детям интерес к интеллектуальным играм, обеспечивающим максимальное соответствие потребностям и возможностям развития, это приведет к коррекции психического и личностного развития в лучшую сторону, к вызреванию с детства всех лучших человеческих качеств, своевременному раскрытию способностей и, в конечном итоге, появлению большого числа творческих, одаренных людей. Аналогично тому, как организованные формы двигательной активности (гимнастика, легкая атлетика, плавание и др.) формируют у человека двигательные навыки, позволяющие ему достигать максимальных результатов с минимальным расходом энергии, так и специально организованная система интеллектуальных упражнений может формировать у ребенка наиболее рациональные интеллектуальные навыки. Результатом многолетних поисков по созданию нового класса игр для развития и реабилитации интеллекта малышей стал комплекс, сочетающий в себе педагогические и психологические методы, и специальное устройство — электронный интеллектуальный тренажер (ЭИТ). ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ЭИТ В обычной квартире стандартной девятиэтажки в самом центре Москвы на столиках — необычные коробки размером с шахматную доску. За ними я увидела двух склонившихся малышей — тонким щупом они дотрагивались до контактов на элементах поля, отчего загорались разноцветные огоньки. Рядом за таким же игровым полем сидела девочка. — Как тебя зовут? — Настя. — Что это у тебя получается? — Дом, в котором живу я с мамой, — ответила она уверенно А на досках тем временем огоньки вспыхивали и гасли. И больше ничего. Я испытала некоторое разочарование. Но чем больше наблюдала, тем больше понимала, что мелкие, точные движения рук, умение абстрагироваться, что совсем не характерно для малышей, — результат долгой работы взрослых. — Пять лет, — рассказывает Л. Береславский, — вместе с Г. Робским мы создавали эти детские игры, рассчитанные на развитие детского интеллекта, психологическую реабилитацию личности. Мы шли от того, что детям нравится. С 1988 года, за время, что действует центр раннего интеллектуального развития, здесь обучалось более 120 детей, в том числе и ребятишки с задержкой умственного развития. У всех без исключения возникает интерес к интеллектуальным играм, решению задач и тестов, становится более продолжительным период концентрации внимания. У большинства детей 3—5 лет с дефектами развития — плохой памятью, повышенной возбудимостью — через 1—3 месяца занятий появляются новые навыки, изменяется система поведения, в полтора-три раза вырастает продуктивность памяти. Все дети с нормальным развитием через один-два месяца осваивали правила игры в шахматы, через полгода — играли на уровне 4-го разряда, могли выступать в турнирах и товарищеских встречах. Вот так «работает» ЭИТ. В КАКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТПРАВИТСЯ НАСТЯ? Новое поколение наших ребятишек — загадочное и тревожное и, конечно же, талантливое. Но талант не рождается в чистом виде, талант надо растить. Между тем дети — наш интеллектуальный резерв и, не боюсь показаться банальной, единственное наше богатство — находятся в нравственном тупике. Мы не занимаемся ими, нам нет до них дела, у нас дела поважнее. Так рождается порочный круг. И когда обиженная нашим государством старость требует внимания, я задаю вопрос: а были ли старики внимательны к своим детям? Поймите правильно: не пытаюсь тиражировать безнравственный миф о нашем «проклятом прошлом».. Но все воздается... Записала лишь некоторые фрагменты из методики Центра раннего интеллектуального развития Леонида Береславского. Они намного пространнее. Здесь работают психологи, методисты, воспитатели. Однако, несмотря на множество положительных отзывов специалистов A.С. Никитина (тренера Г. Каспарова), А. Г. Асмолова — зам.министра образования России, B. Л. Найдина — профессора, заведующего реабилитационным отделением НИИ нейрохирургии АМН России, В. Л. Малкина - профессора, доктора психологических наук, и многих других, у нас существуют лишь два центра раннего интеллектуального развития. — У меня нет ни сил, ни желания заниматься чистой opганизацией. — объясняет Береславский. — Мое дело — детство, раннее развитие личности. Все, что сейчас использую, -лишь сотая часть моих знаний. В любой другой стране подобные центры появились бы везде где живут родители, не равнодушные к судьбе своих детей, государственные чиновники, болеющие за будущее страны. ЭИТы выпускались бы промышленностью и приносили немалую прибыль производителям, ведь электронный интеллектуальный тремажер гораздо дешевле компьютера, а главное — детские психологи отмечают, что развивающие игры на ЭИТе способствуют улучшению зрения. Игры-тренажеры прижились бы в детских больницах и санаториях, детсадах. Необходимы они для работы с детьми, отстающими в развитии... Ведь детские игры — одна из самых рентабельных областей мирового бизнеса. ...Я покидала Центр раннего интеллектуального развития, а из-за полуоткрытых дверей доносился голос девочки Насти, с которой я познакомилась: — Мама! Я не хочу идти домой! Я еще не путешествовала по этой дороге... И в самом деле, по какой дороге придется путешествовать этой малышке? Волшебник Ум, помоги нам взрослым, вовремя понять это! Нина Донских, "Народная газета". июль 1993 г. |