![]() ВОСПИТАНИЕ В ШАХМАТНОМ ПОРЯДКЕ![]() Черно-белая шахматная доска, моментально вызывающая к жизни образ таинственного Домино в полумаске, шахматные фигуры, много раз оживавшие волею самых разных писателей-сказочников, - все это молчаливое великолепие однажды, будьте уверены, привлечет интерес вашего ребенка. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, что могут дать шахматные занятия будущему школьнику. ![]() В школе Береславского малыши решают специальные задачки на установление отношений, развивают память с помощью специального тренажера и обязательно играют в шахматы. Но почему именно шахматы? Ну во-первых, Леонид Яковлевич и сам - заядлый шахматист, кандидат в мастера спорта по шахматам, и его интерес к детскому развитию как раз и начался с интереса к детским шахматам. Во-вторых, издавна считается, что занятия шахматами развивают интеллект. А в-третьих, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна. ![]() Считается, что шахматы хорошо развивают счетные способности. Безусловно, это так, есть детишки, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, да. В первую голову, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребенку овладеть операцией действования в уме. Хочешь не хочешь, но, играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнера, иначе попадешь в ловушку. ![]() Я бы сказал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее. Мне кажется, что воспитание волевых качеств - главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте". ![]() Вот задачи, которые дети четырех-пяти лет выполняют с удовольствием, особенно если задачи представлены на настоящем шахматном материале. В будущей книге таких заданий будет больше пятисот. Задача 1. На развитие памяти. Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Просим малыша внимательно посмотреть на то, как они стоят. Потом говорим, снимая фигурки со своих мест: "Ой, посмотри, все фигурки убежали погулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им вернуться домой". Задача 2. На развитие памяти и действий в уме. "Покажи на шахматной доске, как черная ладья в два хода "съест" две белые пешки". Для выполнения этой задачи надо объяснить ребенку, что ладья может ходить по вертикальным или горизонтальным линиям на одну или несколько клеток. Комбинация не должна быть слишком сложной. Количество фигур, которые надо "съесть", может быть увеличено, если ребенок научился. Кстати, таким образом можно познакомить ребенка со способами, которыми ходят и другие шахматные фигуры. Для этого надо только заменить ладью, с которой дошкольник уже освоился, на другую фигуру и объяснить, по каким правилам она ходит. Журнал "Улица Сезам для родителей" № 6, 2000 г. |